Классику – изучать!

24.01.2013

Это — ответ на письмо, опубликованное в ноябрьском «Онфиме». Речь в нем, напомним, шла о том, что нынешним учащимся не следует изучать «русскую классическую литературу XIX века».

В ожидании Грея...Меня это почему-то очень задело, задело на целую заметку.
Прежде чем начинать отвечать, давайте сделаем ремарку на полях: литература – художественная литература – все же вид искусства. Преподавать искусство в рамках общеобразовательной школы – занятие спорное. Хотя, с другой стороны, есть ИЗО и музыка. Уроки труда – тоже своего рода искусство. Но литература, во всяком случае для меня, воспринимается по-другому, нежели и музыка, и рисование, и трудовое обучение.
Не помню, чтобы я писала к урокам технологии сочинения вроде «Нравственные страдания яблок в шарлотке в контексте измененной температуры духового шкафа». Или уроки музыки, где мы слушали музыкальные произведения (просто слушали) и учили песни. И я не приносила трактаты на тему «Ноты ромашки в произведении Римского-Корсакова «Полет Шмеля». А вот к литературе – да, там и про тему лишнего человека расскажи, и анализ дуэли принеси, и характер какого-нибудь незначащего (казалось бы) героя раскрой. И в далеком сопливом школьном детстве мне это виделось (да и сейчас видится) лишним. Не нужны эти мелочи. А что надо-то?
Надо уметь видеть главное, то, что и хотел сказать автор. Что хотел показать в образе одного персонажа и зачем вообще писал свои произведения.
«Точно не должны изучать классику». А что тогда остается? Можно попробовать заменить житиями святых. А там и до межрелигиозных конфликтов недалеко. Можно заменить литературой советского периода, многотомными военными и производственными балладами. Поверьте, после этого классика раем покажется. А куда  Набокова? Пелевина?
И про близость к реальности. Город, в котором высокопоставленные лица перед высшим начальством устраивают потемкинские деревни, не гнушаются взятками, – это все Гоголевский «Ревизор». Проблемы поколений, нигилизм и отрицание ценностей молодыми – «Отцы и дети».
Русская душа, её многогранные черты – «Обломов». Можно не любить Достоевского за трудный язык, как это успешно делаю я, но разве в своем «Преступлении и наказании» он описал что-то неправильно? Раскольников мучился из-за убийства. что в этом ненужного? И множество, множество других хороших и нужных книг. Знаете, сколько я еще вам могу рассказать? Вот она, реальность, вся в русской классике. А Пушкин, систематизировавший русский язык? Русская классика – один большой учебник словесности. Досконально изучить его едва представляется возможным. Да и не нужно оно, доскональное это знание. А откуда возьмется умение писать? Где брать примеры? А грамотность-то пресловутая? Из воздуха все? Изучать литературу классическую — вот вам профилактика неграмотности и неумения выразить мысли. И ведь не нужно для этого все подряд взахлёб читать. Просто есть книги, о которых надо иметь представление.
Представление о проблемах, описываемых в книгах, а не углубленный разбор деталей.
Но это проблема преподавания. И никак не литературы.

 



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.