Новые выставки в центре «Диалог» раскрывают авангардные грани творчества
Открытие последней в этом сезоне выставочной волны в Центре «Диалог» состоялось в форме праздника «Белая ночь искусств». Помимо живописи и графики, гостей впечатляли скульптурами из керамики, из металла, а также рок-музыкой. Но обо всём по порядку.
В самом начале режиссёр ЦКИиОИ «Диалог» Евгений Рожков предупредил: между всеми событиями вечера существует глубокая внутренняя связь. Гостям предлагалось её отыскать. Уровней у этой загадки, как выяснилось, было несколько.
На первый взгляд, три новые выставки могли показаться несвязанными. Первая – без названия: живопись, графика скульптура, фарфор Хачатура Белого. Художник выставляется в Государственном Русском музее, Российском этнографическом музее, Государственном музее театрального и музыкального искусства и других. А теперь его работы смогли увидеть и новгородцы. «Есть у него произведения радостные и грустные, лирические и монументальные, философские и игровые, реалистические и концептуальные, традиционные и модернистские», – гласит брошюра.
Большая часть экспозиции – это картины, но совсем недавно Хачатур стал творить и при помощи керамики.
– Пикассо к концу жизни занялся керамикой – и угадал. Его роспись по керамике как раз совпадала с испанским характером этого материала, это потрясающий художественный ход. Думаю, что Хачатур делает нечто подобное, – поделился руководитель НЦСИ искусствовед Сергей Пухачёв.
Сам художник признался, что Испания его вдохновляла. А к керамике он пришёл благодаря тому, что несколько лет трудился на Императорском фарфоровом заводе и теперь считает себя должным применять на практике полученные знания.
Чему Свин учил Онфима
По-хулигански звучало название другой выставки – «Онфим и Свин», которую привезла творческая группа «Колдовские художники». Сердца новгородцев они завоевали ранее, а теперь представили новые картины расширенного состава «ССР» (Союз Свиного рыла).
– Мы специально подготовили несколько работ, связанных с культурным кодом Новгорода – мальчиком Онфимом. Нам неизвестно, сколько лет было этому мальчику. Но в том, что он встречался со Свином, с нашим тотемом, мы уверены, – заявил основатель группы Николай Копейкин. О том, чем закончилась встреча, он предложил поразмыслить зрителям.
Как рассказал Сергей Пухачёв, упоминание Онфима было воспринято в городе не без критики. Но и творчество «Колдовских художников» не для людей без юмора. Эти работы не стесняются обращаться к зрителю, вступать в диалог. «Подойдите сюда, повернитесь ко мне лицом» – требует одна из них. «Утро начинается не с кофе» – говорит вторая, представляя на суд смотрящего натюрморт утреннего кошачьего подарка. Это картины, которые общаются мемами и узнаваемыми образами: вот – «Михаил Квадрат», вот – мужчина лет тридцати, который «впал в нирвану в неположенном месте». Чуть поодаль – «Ёжик в вигваме», внешне – кровный брат того, что в тумане. Поблизости – Чиполлино, напротив него – барсуки, которые зимой не спят в лесу, а пишут письма Деду Морозу. Всё это по-бунтарски, по-рокерски, на грани.
Увидеть рождение миров
«По / грани / чники» называется третья выставка и представляет работы псковского регионального общественного движения «Псков-Арт» и новгородского художника Александра Олигерова.
Многогранно здесь всё. Один из смыслов названия связан с тем, что Псковская область – пограничная. Второй – с сутью изобразительного искусства в целом: благодаря творчеству художника возникают новые ментальные и изобразительные миры. Увидеть этот процесс и позволяет экспозиция. Но есть и ещё смыслы.
– Художники «Псков-Арт» работают всегда на грани дозволенного по материалу, по сюжету и так далее, – описывает их творчество Сергей Пухачёв.
И действительно: среди картин есть мазки чёрным по чёрному – триптих «Ночная прогулка»; есть яркие брызги красок – «Видение вируса Козерогу»; есть будто запутавшиеся в нотах птицы. И многое другое, что завораживает, удивляет, пугает, но неизменно вызывает эмоции.
После церемонии открытия «Белой ночи искусства» гостей пригласили на улицу. Здесь под хулиганские, лёгкие песни группы из Минска «Саша и Сирожа» люди легко пошли в пляс. А затем так же просто перестроились на лиричный лад вместе со звуками санкт-петербургского Underground Blues Band. Концерт приоткрыл две грани русского рока: то вдумчивого, мелодичного, то заводного, бунтарского. Завершился вечер показом документального фильма – послесловия к музыкальной драме Кирилла Серебренникова «Лето» о группе «Кино».
Выставки будут работать до 17 июля, с 11.00 до 19.00, кроме понедельника и вторника. Возрастное ограничение 18+.
Ольга Слабада
Фото Людмила Степико