В Великом Новгороде назвали лучших педагогов, помогающих детям с аутизмом

04.04.2022

В субботу, 2 апреля, во Всемирный день распространения информации об аутизме, в «Точке кипения» прошёл финал конкурса «Ментор-2022». Мероприятие призвано выявить лучшие педагогические практики учителей и воспитателей, работающих в сфере помощи детям с расстройством аутистического спектра (РАС). О разных действенных методиках, приближающих таких ребят к частичной или полной инклюзии, мы узнали, побеседовав с участниками конкурса.

На конкурс педагогических компетенций в сфере помощи людям с РАС мог подать заявку любой желающий. Главное условие – участник оказывает услуги безвозмездно и, самое главное, занимается с детьми с аутизмом. Всего на конкурс поступило 32 заявки, в финал прошли 24 конкурсанта.

«Это – победители в разных номинациях – связанных со спортом, танцами, развитием художественных способностей детей, развитием альтернативной коммуникации. Это кейсы с работой с нежелательным поведением, успешные истории об инклюзии, когда дети вышли в общеобразовательные классы», – рассказывает учредитель АНО «АутизмПобедим» Станислава Тихонова.

Говоря об участниках и победителях, она отмечает: это – одни из самых замечательных представителей своей профессии.

«У них непростая работа – они занимаются с одной из самых сложных категорий детей и, по сути, во многом являются первооткрывателями. Главное, что в своей работе они достигают больших успехов. Мы очень гордимся и детьми, и нашими педагогами».

В числе конкурсантов – как те, кто занимается просветительской деятельностью, так и те, кто участвует во всевозможных проектах и оказывает реальную помощь детям с РАС и их семьям.

Приветствуя участников конкурса, главный специалист отдела общего образования городского комитета по образованию Марина Яковлева, пожелала педагогам новых побед, свершений, эмоций и душевного удовлетворения.

«Истинный учитель – это не только тот, кто даёт знания и жизненный опыт детям, но и прививает умение учиться, трудиться, культуру. Талантливый, чуткий, понимающий педагог – мечта каждого школьника, воспитанника детского сада и родителей. Эти слова можно полноправно адресовать и вам. Ведь в ваших сердцах горит огонь истинной любви к особенным детям. Комитет по образованию всегда рад поддержать и педагогов, и родителей в любых начинаниях на благо детей», – отметила Марина Сергеевна.

Ольга Монахова – тренер в спортивном комплексе «Галатея», ведёт групповые занятия адаптивной физической культуры для детей с РАС. Они помогают ребятам, развивать мелкую моторику, координацию и, конечно, делать уверенные шаги на пути социализации. В своей работе Ольга Владимировна использует специализированное пространство: полосы препятствий, массажные дорожки, батут, балансиры. Чтобы побудить детей к выполнению задач, педагог применяет методы визуальной поддержки, словесные команды, тактильный контакт. Успешная практика Ольги Владимировны принесла ей победу в номинации «За достижения в развитии спортивной инклюзии, адаптивной физкультуры и спорта», в которой также были отмечены ещё два педагога.

Уже известная нашим читателям Кира Иванова победила в номинации «За применение уникальной для региона практики работы с детьми с РАС». С 2017 года Кира Александровна оказывает помощь детям с РАС и их семьям. Сперва начинала как волонтёр родительского проекта, позже стала терапистом прикладного анализа поведения. Сегодня Кира Иванова – куратор ресурсной группы детского сада № 24, старший инструктор и тренер программы «Ранняя пташка», работает со сложными случаями такими, как аутоагрессивное поведение у детей, проводит экспериментальный анализ поведения, используя интервью с родителями и тьюторами, что позволяет выявить условия нежелательного поведения и его спусковые механизмы.

Одержавшая победу в номинации «За вклад в развитии инклюзивного образования» воспитатель детского сада № 24 Анастасия Владимирова впервые столкнулась с ребёнком с РАС в 2019 году. Это, признаётся она, и повлияло на дельнейшее направление деятельности.

«Сегодня я работаю в ресурсной группе детского сада. Всего шесть воспитанников, один мальчик уже в инклюзии. Дети очень интересные, все совершенно разные. Сегодня у нас уверенно получается уходить от нежелательного поведения, развивать коммуникативные навыки. Более того, дети хотят ходить в сад, им это нравится. Дома при помощи карточек PECS* (система альтернативной коммуникации – прим. авт.) они с удовольствием сообщают родителям: «Я сегодня иду в детский сад». Есть и маленькие успехи, которым мы радуемся каждый день: какая-то песенка от ребёнка, повторение движений за педагогом – всё это значимо, и это признаки роста для таких детей», – делится Анастасия Владимировна.

В Великом Новгороде назвали лучших педагогов, помогающих детям с аутизмом
Уникальная модель инклюзии для ребят с РАС реализуется на базе детского сада № 24.

Будучи педагогом индивидуального обучения, Ольга Мороз с особенными детьми имеет дело давно.

«В моей практике были разные случаи. Первый опыт был с ребёнком с синдромом Дауна, неговорящим. Спустя какое-то время занятий я заметила, что он рисует – преимущественно раскрашивает. Я стала изучать разные упражнения и технологии, применять их с учеником. Особенно успешным оказалось правополушарное рисование. Этот опыт помог и моему новому ученику Артуру, мальчику с РАС», – рассказывает Ольга Казимировна.

С новым подопечным она занимается с 2020 года. Мальчик не рисовал вообще, у него были проблемы с артикуляцией, да и усидчивостью, делится педагог, он сперва не отличался.

«Мы начинали постепенно – с закрашивания фона, двигались от простого к сложному. Интерес Артура возрастал».

В Великом Новгороде назвали лучших педагогов, помогающих детям с аутизмом
Сегодня воспитанник Ольги Мороз предаётся полной творческой самостоятельности.

Труды не прошли даром – сегодня у пятиклассника состоялось уже две школьные выставки работ. А Ольга Казимировна удостоилась награды на конкурсе за раскрытие в ребёнке с РАС его художественного таланта.

Победу в номинации «За весомый вклад в развитие образования детей с РАС» одержала тьютор детского сада № 9 «Журавлик», руководитель существующей на базе этого учреждения песочной студии Анна Кокина. Она также удостоилась награды в номинации «Родительская симпатия».

«С ребятами с РАС я работаю уже шесть лет. Дети с таким диагнозом очень разные, но работа с каждым бесконечно интересна, – нельзя не восхищаться восприятием мира ребят и их одарённостью», – говорит Анна Александровна.

Под её опекой талантливые дети. Раскрыть потенциал помогают всё те же методики доказанной научной эффективности: главный инструмент в арсенале педагога – прикладной анализ поведения. Есть среди воспитанников Анны Кокиной неговорящие ребята, с ними она применяет систему карточек PECS.

И если с развитием важных коммуникативных или бытовых навыков успех очевиден, путь к раскрепощённости и творчеству чуть более извилист. Здесь, по словам Анны Александровны, помогает развитие у таких детей тактильности. Это помогает открыть у особенных ребят новые точки коммуникации. В студии дети работают с песком – в специальных песочницах и на световых планшетах, в ход идёт песок разных фракций, цветов, кинетический. Благодаря работе с этим материалом идёт воздействие на разные центры восприятия: здесь и сенсорика, и моторика, и расширение личных границ. Есть, впрочем, и образовательная составляющая – рисование рука в руке, написание цифр.

В Великом Новгороде назвали лучших педагогов, помогающих детям с аутизмом
В своей работе с детьми с РАС тьютор Анна Кокина делает упор не только на развитие коммуникативных и базовых навыков.

«Бывают случаи, когда дети испытывают сенсорную перегрузку и, допустим, липнущий мокрый песок вызывает у них неприязнь. Мы начинаем с тех манипуляций, что нравятся малышу и вызывают его интерес. Постепенно приходим к тому, что вызывает нежелательное поведение, прорабатываем его и преодолеваем. Таким образом дети раскрываются мне, а это огромный шаг на пути к социализации», – констатирует специалист.

В Великом Новгороде назвали лучших педагогов, помогающих детям с аутизмом

И педагоги, и родители детей сходятся во мнении: ребята с РАС отнюдь не избегают ни общения, ни познания окружающего мира, – большинство из них просто не знает, как, и не умеет этого делать. Поэтому так важно создавать для особенных детей все условия, помогающие им адаптироваться. Ведь дети с аутизмом имеют точно такие же права на образование, как и их типично развивающиеся сверстники. И успехи реализации этих прав малышами ежедневно подтверждают своим трудом новгородские педагоги.

Добавим, сегодня на территории города действуют ресурсная группа в детском саду № 24 и ресурсный класс при школе № 16. В ближайшее время в этом учреждении откроют ещё один ресурсный класс, также данную модель инклюзии для детей с РАС будут применять в школе № 31.

Ксения Пугач,

Фото автора, из архива редакции и сообщества «Солнышко внутри» в соцсети «ВКонтакте»



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.