Алексей Петренко об «Оскаре», Михалкове и актёрской принципиальности

03.04.2008

Алексей Петренко об «Оскаре», Михалкове и актёрской принципиальностиЭхом прокатившись по залу, возглас «Гений!» вызвал новый шквал аплодисментов. На глазах у изумленных новгородских зрителей произошло настоящее чудо перевоплощения – вместо великого драматического актера Алексея Петренко перед ними с искрой безумия в глазах стоял сумрачный и властный Иван Грозный…

– Алексей Васильевич, позвольте от всех новгородцев поздравить вас с семидесятилетним юбилеем!

– Большое спасибо! Так о чем будем беседовать?

– Как получилось, что знаменитый актер театра и кино в оратории «Иван Грозный» на музыку Прокофьева вдруг запел?

– Это вышло неожиданно. Впервые оратория с моим участием прозвучала больше десяти лет назад, и руководил ее постановкой дирижер Владимир Федосеев. Однажды на репетиции я вдруг попросил: «Можно, я спою колыбельную Марии Старицкой?» «Это ведь женская партия…» – растерялся Федосеев. «А я в тишине, без оркестра». Видимо, ему понравилось то, что я делал, потому что, когда я предложил спеть и за Басманова, он только махнул рукой баритонам, мол, свободны. Так родились две мои сольные партии.

– Вам не было обидно, что фильм «Двенадцать», в котором снимались и вы, не получил «Оскара»?

– То, что мы были номинированы на «Оскар», уже очень почетно. У этого кинофестиваля отборочная комиссия – будьте-нате! Туда просто так не проскочишь, не помогут ни блат, ни деньги. И потом, мы же получили специального «Золотого льва» на фестивале в Венеции. Я доволен!

– Для съемок в этом фильме вы подписывали контракт, по которому круглосуточно должны были быть в распоряжении режиссера. Это действительно было необходимо?

– Ради участия в этой картине мы все отложили свои дела, проекты. Лично я на два месяца отодвинул работу над ролью Муромского в фильме по Сухово-Кобылину. Съемки «Двенадцати» начинались с обеда и продолжались до полуночи, при этом на площадке должны были быть абсолютно все актеры. А после, практически до утра, репетиция сцены, запланированной на следующий день. Вот и рассудите…

– Одно из ваших гениальных перевоплощений – генерал Радлов в «Сибирском цирюльнике». У него не было исторического прототипа?

– Абсолютно вымышленный персонаж и одновременно собирательный образ – многие привычки, замашки Радлова были присущи русскому генералитету.

– Особенно натуралистична сцена Масленицы. Признайтесь, а не приняли ли вы сто грамм для правдоподобия? И действительно ли ныряли в прорубь или там был «рояль в кустах» – какой-нибудь резервуар с теплой водичкой?

– Прорубь была самая настоящая. Слава Богу, закалка имеется. А водки, и правда, немного принял, но от этого был скорее вред, чем польза для съемочного процесса.

– Говорят, Никита Михалков – довольно жесткий режиссер. Но и вы, судя по всему, не без характера. Не находила коса на камень?

– Никита Сергеевич действительно человек властный, но сниматься у него – величайшее удовольствие. Могу полностью подписаться под словами Валентина Гафта, который, выйдя из павильона после съемки, подошел ко мне: «Скажи, нам что, за это еще и платить будут? Это же настоящий мастер-класс!» Так, как он разбирает с актером роль – тщательно, скрупулезно, профессионально, работали только классики режиссуры в старых театрах. Никита любит коллективные обсуждения фильма, когда каждый высказывает свои идеи, а он либо берет их в копилку и пропускает через себя, либо умело доказывает, что это полная чепуха. К сожалению, режиссеров сегодня сильно портят сериалы. В погоне за метром не станешь мэтром.

– Недавно в одной газете была статья про некогда очень популярного актера, который умер в болезнях и нищете. В то же время его квартира была буквально завалена сценариями, от которых он отказался, сочтя недостойными внимания. Нужна ли артисту подобная принципиальность?

– Каждый решает для себя сам – участвовать в постановке не очень высокой пробы или нет, быть ли «оловянным солдатиком» в руках режиссера или проявить требовательность. Признаюсь честно, были случаи, когда и я вляпывался в сомнительный проект. Приходилось терпеть до конца. А потом идешь мимо кинотеатра и прикрываешься кепкой, чтоб не узнали…

– Это за что же вам было стыдно?

– Не скажу ни за что! Дело прошлое… Вообще же для меня пример высочайшего отношения к своей профессии поступок Олега Борисова: отснявшись уже в половине фильма, он неожиданно отказался от дальнейшей работы из-за несогласия с режиссером в трактовке образа Достоевского. А ведь это – актер великого дарования! Сейчас многие величают себя «звездами», а Борисов – это целое созвездие, этакая Большая Медведица русского кинематографа.

– Чувствую, отношение к актерам и режиссерам молодого поколения – не очень…

– Да нет, есть актеры, которые на экране выглядят очень правдоподобно. Но вообще молодежь сейчас хваткая. Помню, мы дрожали, чуть не до половины жизни считали себя подмастерьями в профессии. А они уже все – мастера!

Расскажу такой случай. Однажды к моей жене обратился актер Дмитрий Певцов: «Попросите Алексея Васильевича, пусть поднимет свою ставку за съемочный день. А то наши агенты называют цену, а им говорят: да вы что, Петренко и тот берет меньше!»

– Подняли?

– Знаете, если мне очень нравится процесс, я вообще могу работать безвозмездно.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.