Годы 1449 – 1455. Жития да похвалы

03.04.2008

Середина XV века отмечена в истории Великого Новгорода расцветом особого жанра религиозной литературы – житиями святых и похвальными “словами” по поводу различных событий церковной жизни. В этом жанре фактический, документальный материал отступает на второй план, и главное внимание обращается на его обработку. Авторы житийной литературы (агиографии) старались превзойти друг друга в искусных литературных приемах. Специалисты называют это «вторым южнославянским влиянием», пришедшим на Русь через агиографов сербского и болгарского происхождения. Это был последний дар Византии нашему Отечеству: гибнущая Империя греков на прощание «наградила» русскую преемницу мастерством «плетения словес»…

ПОД ЗВОН КОЛОКОЛОВ И БОЙ КУРАНТОВ

Наиболее известным автором житий новгородских святых является Пахомий Серб (Логофет), который между 1429 и 1438 гг. в звании иеромонаха прибыл с Афона в Новгород. Уже в начале 1440-х годов он перебрался в Троице-Сергиеву лавру и жил главным образом там, хотя неоднократно в Новгород возвращался.

Пахомий Логофет составил не менее 10 житий, в том числе Варлаама Хутынского, Кирилла Белозерского, Саввы Вишерского, новгородских архиепископов Евфимия II, Моисея и, возможно, Иоанна и Ионы. Его перу также приписывают 6 сказаний, 18 канонов и 4 похвальных слова святым.

Вчитаемся в жизнеописание новгородского епископа Евфимия Великого, который и пригласил Пахомия в Новгород: «Если хочешь видеть немногое из числа великих дел его, иди к храму Святой Софии. Там увидишь созданные им храмы святых, стоящие подобно горам. Не голосом, а делом открывают они разнообразную красоту свою. Это даровал мне архиепископ Евфимий, — говорит одна церковь; другая говорит — таким благолепием он украсил меня; третья поведает — меня воздвиг он с основания. Храм великого Иоанна Златоустого, высокий и красивый, рукою Златоустого благословляет его и от его лица говорит: «Поелику ты воздвиг мне храм, и я умолю Творца приготовить тебе храмину на Небе». Соборный храм Премудрости Божией, обветшавший от времени и возобновленный им, вещает: «Он возвратил мне прежнее благолепие мое, украсил меня святыми иконами, он — хвала и красота моя».

Воздавая должное строительной деятельности новгородского архиепископа, Пахомий упоминает о строительстве на Владычном дворе «столпа с часами» – первой Часозвони, действительно возведённой в 1449 году. Её фундамент, по мнению археологов, сохраняется в составе руинированного комплекса Владычного дворца, разрушившегося в XVII веке.

По мнению историков Средневековья, горожанин в то время отмерял время в двух измерениях: по колокольному звону он узнавал о начале или завершении церковных служб; а для ремесленной или торговой деятельности прислушивался к бою часов-курантов. Тот факт, что и главная городская колокольня, и первые часы с боем появились во дворе новгородского владыки, лишний раз убеждает нас в том, что он был не только высшим лицом в Новгородской епархии, но и фактическим главой вечевой республики.

 

КОНЕЦ ЦАРЬГРАДА

Годы 1449 – 1455. Жития да похвалы29 мая 1453 г. после трехдневного штурма турецкое войско султана Мехмеда II по прозванию Фатих (Завоеватель) захватило столицу Византии Константинополь, положив конец 1100-летней истории христианской Византийской империи. К этому времени некогда грозная империя ромеев сократилась до крошечного «островного» государства на Пелопоннесе и вокруг Константинополя. Тем не менее падение Царьграда потрясло весь православный мир и на какое-то время деморализовало церковную иерархию на Руси.

Последний византийский император Константин ХI Палеолог (дядя Зои (Софьи) Палеолог, бабушки Ивана Грозного) погиб, героически сражаясь в рядах защитников города. Его опознали в огромной горе трупов по маленьким золотым двухглавым орлам на пурпурных сафьяновых сапогах. Султан приказал отрезать Константину голову и выставить ее для всеобщего обозрения на ипподроме, а тело похоронить с подобающими почестями.

Теперь у православных христиан на Руси обозначилась дилемма – сохранить единство традиционной веры и обрести новый центр своей конфессии или же оказаться разобщёнными в религиозном плане, а значит обречёнными на распад пятисотлетнего союза русских княжеств. Москва как сложившаяся в XIV веке столица русского православия и Новгород, постоянно находившийся под влиянием католической Литвы и других стран Европы, в сложившейся ситуации были обречены на конфликт.

«СЛОВА НЕ ОСЛЫШЬСЯ»

1450 г. – «И в это перемирие приехать в Великий Новгород немецким послам, честным людям, от 73 городов заморских и на сем поморьи, и приехать в Великий Новгород и говорить о торговле и о всех обидных делах» (Договорная грамота Великого Новгорода с ганзейскими городами о перемирии на семь лет);

Ок. 1452 г. – «От посадника новгорочкого Михаила Онаньинича, и от тысяцкого новгородчкого Оникия Власиевичя, и от всего господина Великого Новагорода, с веча у Ярославля двора, к Микитки Тинчову. Что еси взял у посла у колываньского у Ивана и у Гостили два рубля, и ты то отдаи. А Великого Новагорода слова не ослышься; а ослышишисяся, быти от Великого Новагорода в казни» (Грамота Великого Новгорода Никите Тинчову с приказанием уплатить взятые им у колыванского (таллинского – С.А.) посла Ивана и у Гостилы два рубля);

1453 г. – «Князь Дмитреи Юрьевич Шемяка умре с отравы в Великом Новеграде июня 17-го. Того же лета царь Моамет Турски взял Царьград» (Новгородская летопись по списку Дубровского).




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.