Годы 1463 – 1469. Заступные святыни

17.04.2008

Чем неотвратимее приближается грозный час падения новгородской свободы, тем сильнее желание ещё хоть ненадолго погрузиться в повседневный быт и житейские радости новгородцев – жителей давно ушедшего мира, который существует теперь только у нас под ногами и на страницах научных изданий. К сожалению, возможности для путешествия в новгородскую «историю людей» тоже постепенно сокращаются. Примерно с середины XV века сохранность культурного слоя резко ухудшается, из него исчезают вещи органического происхождения – кожа, дерево, кость… Прощальным приветом от новгородцев звучат строки последних берестяных грамот, датировки которых не выходят за границы середины XV столетия. В сегодняшнем выпуске «Седмиц» у нас ещё есть счастливая возможность и услышать «берестяную речь», и увидеть лица великоновгородцев, и заглянуть в один из последних храмов, построенных в канун великих потрясений.

ПРИГОВОР КРЕПОК И В ВЕКИ

Ок. 1450 г. – «Я должен сказать только вот что. Напали разбоем на Михайлицын двор, на Михайлицына сына Иванка-дворника, – а [это были] Жигаля с сыном Офоноском, Игнатко Симуев с братом Макхимком, Василь Вечерко, Грихно, Василько и Климентейко Стехновы, Мартын Татая, Храп, Селюев крестник, – да двор разграбили и имущество захватили; да у Елизаря верх житницы и двор разграбили, а людей перебили и переранили. Я в том селе не один был. А это происходило всю неделю до Проклова дня» (Берестяная грамота № 496).

1462 г. – «А сына своего Бориса благословляю: крест золот, что меня благословила моя мати, великая княгиня, коле есмь шол ко своеи отчине к Великому Новгороду» (Из Духовной грамоты (завещания) великого князя Василия Тёмного)».

1467 г. – «А се им приговор и дел по делным грамотам крепок и в веки. А на сем приговоре люди добрые со обе стороны: Панфилеи Селифонтов, Юрье Григорьев, Иван Парфеньев, Ондрон Филистов. А хто в сем приговоре не устоит, ино даст князю и владыки пять гривен золота, а правым и старцам виноватым истицы пятьдесят рублев» (Из «Приговора» Вяжицкого монастыря с Василием Алексеевичем, Яковом Леонтьевичем и женой Василия Покинарьей о владении селами Кондрусскими, Мандрейскими, Кузарандскими и Тубозерскими».

ЦЕПОЧКА ВРЕМЁН

Годы 1463 – 1469. Заступные святыниВ 1462 году умирает великий московский князь Василий Тёмный. На престол всходит его старший сын, двадцатидвухлетний Иван. Младшие братья Ивана III получают в уделы малые княжества; Борису достаётся Великий Новгород. Ни о каком соперничестве братьев речь уже идти не может – полустолетняя война вокруг московского стола закончилась торжеством престолонаследия по завещанию.

В жизни Новгорода на некоторое время устанавливается хрупкий мир. Молодой князь Иван на первом этапе правления уделяет больше внимания «татарскому вопросу». В 1469 году ему даже удается совершить удачный поход на Казань и показать ордынским правителям, что Москва больше не намерена считаться с некогда могущественным соседом.

Возникшая передышка в отношениях с Москвой позволила новгородцам переключиться на свои внутренние заботы. Благодаря этому 60-е годы XV века сохранили для нас ряд уникальных икон и храмов, доносящих сквозь столетия мировоззренческие настроения жителей Великого Новгорода. Специалисты по архитектуре отмечают, что в это время в городе и его окрестностях начинают возводиться очень небольшие, компактные храмы, рассчитанные на уединённые или семейные молитвы новгородцев. К таким постройкам можно отнести церковь Двенадцати Апостолов на Пропастех (1455 г.), храм Симеона Богоприимца в Зверине монастыре (1467 г.) и даже «домовую» церковь новгородского владыки Ионы, освящённую в честь Сергия Радонежского (1463 г.)

Молитва в таких «домашних» церквях должна была сближать жителей города перед неминуемым наступлением конца света, который по подсчётам богословов должен был произойти в 1492 году – 7000-м году от сотворения мира. А тут ещё, как назло, и обострение отношений с воинственной Москвой, и очередная волна «морового поветрия»… Единственным спасением в этой ситуации выглядело обращение к Богу и молитва о заступничестве святых угодников и даже умерших родственников за спасение душ живущих новгородцев.

Ярким свидетельством этих настроений является редчайшая по сюжету икона «Молящиеся новгородцы». Икона изображает два уровня: в верхнем ряду восседает на престоле Спас в окружении Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, а также апостолов Петра и Павла.

В нижнем ярусе иконы мы видим целую группу взрослых мужчин и женщин, а также двух «чад», обращённых в молитвенной позе к своим небесным заступникам. Подпись под иконой сообщает нам имена этих людей: «Молятся рабы божий Григорей, Марья, Яков, Стефан, Евсей, Тимофей, Олфим и чады Спаса и Пречистой Богородицы о гресех своих». Есть на иконе и запись о заказчике иконы: «повелением раба божия Антипа Кузьмина поклонение хрестианам». Согласно этой записи икона создана в 1467 году.

Всмотримся в фигуры и лица наших предков, выписанных с особой тщательностью. «Они облачены в цветные одеяния и кафтаны с красными воротниками, на ногах сафьяновые сапожки, на стоящей справа женщине убрус, на ребятах – белые рубашки. У мужчин волосы заплетены в косички. Хотя в лицах нет ничего портретного, они отличаются большой живостью», – так описывает икону известный исследователь новгородской живописи В.Н. Лазарев.

Не менее интересный сюжет, связанный с этой иконой, удалось «распутать» академику В.Л. Янину. Проанализировав подписи к «молящимся новгородцам», он пришёл к выводу, что на иконе изображены уже умершие родственники Антипа Кузьмина, который этим образом хотел создать «заступную святыню» для своего дома. А двор его находился, скорее всего, неподалёку от церкви Спаса на Ильине улице и церкви Знамения Богородицы, которые упоминаются в подписи. То есть как раз там, где вели работы археологи в 1960-х годах на Ильинском раскопе. Так в очередной раз замкнулась удивительная цепочка, соединившая живописную икону, историю города и археологические свидетельства жизни известных новгородцев.

 

ЦЕРКОВЬ-КАЛЕНДАРЬ

Годы 1463 – 1469. Заступные святыниНа территории Зверина монастыря, рядом с громадой Покровского собора, стоит миниатюрный храм, накрытый луковичной главкой. Это церковь Симеона Богоприимца, воздвигнутая в память о жителях Новгорода, умерших от страшного «мора», свирепствовавшего в те годы в Новгородской и Псковской землях.

Первоначально на месте коллективного захоронения была поставлена «обыденная», то есть возведённая за один день, деревянная церковь. Но уже на следующий год, в 1467 году, новгородцы возводят над «скудельницей» каменную церковь, размером всего 7х7 метров. Интересной деталью этого храма является устройство в ней нижнего, по-видимому, складского этажа или подцерковья. Эта новинка в новгородской архитектуре получит дальнейшее развитие уже в XVI веке, когда большинство храмов будут строиться «на подклете».

Другой особенностью храма является его фресковая роспись, сплошь покрывающая стены, своды и столбы храма. Большинство фресок представляют погрудные изображения христианских святых, число которых вмещает в себя весь календарный год. Открывает этот «календарный цикл» Симеон Богоприимец, память которого церковь отмечает 1 сентября, и именно с этого дня начинался год на Руси.

Фрески чудом сохранились в годы войны и представляют собой один из самых богатых и колоритных ансамблей новгородской живописи. Храм был реставрирован в 1960-х годах по проекту Григория Штендера и сейчас открыт для музейного показа. Как писал о нём автор проекта реставрации: «Симеоновская церковь – последнее сооружение XV в., построенное перед наступающим длительным затишьем в строительстве, которое было вызвано напряжённой политической обстановкой, сложившейся в это время в Новгороде».




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.