Годы 1478 – 1484. «Какова государства хотите?»

01.05.2008

Уже к весне 1477 года в Великом Новгороде вновь стали проявляться признаки недовольства великокняжеской властью. Разочарование московским правлением охватывает не только боярскую верхушку, но и «чёрный люд». Вновь начинаются тайные переговоры боярской оппозиции с Литвой о возможном союзе. Масла в огонь подлило посольство новгородцев, прибывшее в Москву в марте 1477 года. Подвойский Назар и вечевой дьяк Захарий, обращаясь к великому князю с челобитной, назвали его «государем» вместо привычного «господин». В ответ Иван III послал своих людей спросить, какого новгородцы хотят государства.

ПОСЛЕДНЕЕ ВЕЧЕ

Годы 1478 – 1484. «Какова государства хотите?»На запрос Ивана III о государственном устройстве новгородцы ответили явным мятежом. Их «республиканские» души восстали против самой идеи единоличного правления государя – а именно это и подразумевало «государство».

Вече стало высказываться в духе призывов «литовской партии». Нашлись и союзники: хан Золотой Орды и польский король Казимир стали угрожать Москве нашествием. После этого у Ивана III не оставалось выбора: нужен был ещё один, последний поход для усмирения Новгорода.

Военная операция против «вольного Новгорода» началась 9 октября. 23 ноября великий князь уже стоял на берегу Ильменя, в двух переходах от Новгорода. Робкая попытка прибывшего сюда архиепископа Феофила с посланцами от пяти концов отвести беду не увенчалась успехом.

27 ноября главные московские силы уже стояли у Троицы в Поозерье. Очередная мирная делегация, прибывшая к великому князю 5 декабря, услышала грозное требование Ивана Васильевича: “Хотим государства своего как на Москве”.

Годы 1478 – 1484. «Какова государства хотите?»Трудно представить, какие страсти кипели в это время в сердцах новгородцев. Устоявшаяся точка зрения историков предлагает думать, что городские низы безоговорочно готовы были принять единоличную власть московского князя, чтобы избавиться от олигархического боярского правления. Может быть, и так, но ведь бояре-то были свои, коренные новгородцы. Это их активной торговлей и заморскими экспедициями богатела городская казна. Построенные десятками поколений боярских семей городские стены и храмы составляли основу городского пространства. Образ Святой Софии – пятисотлетней заступницы великого города – мог объединить всех по одному лишь призыву владыки. А что объединит новгородцев под рукой государя? Страх или державная воля? Слишком свежи были в памяти жертвы расправы 1471 года, резавшие по княжескому велению друг другу уши, губы и носы…

Непреклонный Иван III уже в декабре начал требовать ясности: целуют новгородцы крест своему государю или хотят войны? Его условия становились всё более категоричными: «Вечю колоколу в отчине нашей в Новегороде не быти. Посаднику не быти… А которые земли наши, великых князей, за вами, а то бы было наше». При такой постановке вопроса стало ясно, что грядёт полная ликвидация боярской республики.

Крестоцеловальный список с ультиматумом великого князя был послан в город с дьяком Андреем Одинцом, который должен был предъявить его во Владычной палате. 11 января 1478 года список зачитали на вече – в последний день вечевого Новгорода. С 13 января, когда грамота была скреплена печатями участников присяги, начался обряд крестоцелования, через который прошли все горожане, включая жён, вдов и слуг боярских.

На масленичной неделе, 29 января 1478 года Иван III въехал в Новгород как государь и фактический правитель города. На обеих сторонах города поселяются великокняжеские наместники. Они арестовывают Марфу Борецкую с внуком, купецкого старосту Марка Панфильева, житья человека Григория Арзубьева и ещё четверых новгородцев. Всех их отправляют для расправы в Москву.

Чем ещё можно дополнить эту печальную картину? Ах да, вечевой колокол. Нет, он не разбился на Валдае. 5 марта того же года «государь всея Руси» въехал в Москву. За ним везли вечевой колокол Новгорода. «И привезен бысть, и вознесли его на колоколницю на площади и с прочими колоколы звонити» – гордо сообщает московский летописец. Именно под этот соборный звон над историей независимого Новгорода опустился занавес.

Ещё через два года Иван III укажет место татарам: после стояния на Угре они перестанут донимать Московскую Русь требованиями дани и будут довольствоваться набегами. Падение Новгорода и «опущение» Орды станет решающим этапом в становлении новой великой державы – России.

«БЫТЬ, КАК У НАС В НИЗОВСКОЙ ЗЕМЛЕ»

1478 г. – «…вечевому колоколу в отчине нашей в Новгороде не быть, посаднику не быть, а государство нам свое держать… и великим князем быть в своей отчине, волостям быть, селам быть, как у нас в Низовской земле» (Из крестоцеловальной записи новгородцев Ивану III).

1480 г. – «Приде князь великий Иван Васильевич в Новгород и стоял в Славне 9 недель» (Новгородская вторая летопись).

1482 г. – «Того же лета приехаша Немцы в Новгород бити челом наместником великого князя Ивана Васильевича; и услышивше псковичи Немец в Новегороде, и отрядиша посадника Якова Кротова, и посадника Леонтея Тимофеевича, и Ондрея Роублева; и быша в Новегороде 11 недель, да и там мир подтвердиша на 10 лет…» (Псковская первая летопись).




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.