Годы 1478 – 1484. «Какова государства хотите?»
Уже к весне 1477 года в Великом Новгороде вновь стали проявляться признаки недовольства великокняжеской властью. Разочарование московским правлением охватывает не только боярскую верхушку, но и «чёрный люд». Вновь начинаются тайные переговоры боярской оппозиции с Литвой о возможном союзе. Масла в огонь подлило посольство новгородцев, прибывшее в Москву в марте 1477 года. Подвойский Назар и вечевой дьяк Захарий, обращаясь к великому князю с челобитной, назвали его «государем» вместо привычного «господин». В ответ Иван III послал своих людей спросить, какого новгородцы хотят государства.
ПОСЛЕДНЕЕ ВЕЧЕ
На запрос Ивана III о государственном устройстве новгородцы ответили явным мятежом. Их «республиканские» души восстали против самой идеи единоличного правления государя – а именно это и подразумевало «государство».
Вече стало высказываться в духе призывов «литовской партии». Нашлись и союзники: хан Золотой Орды и польский король Казимир стали угрожать Москве нашествием. После этого у Ивана III не оставалось выбора: нужен был ещё один, последний поход для усмирения Новгорода.
Военная операция против «вольного Новгорода» началась 9 октября. 23 ноября великий князь уже стоял на берегу Ильменя, в двух переходах от Новгорода. Робкая попытка прибывшего сюда архиепископа Феофила с посланцами от пяти концов отвести беду не увенчалась успехом.
27 ноября главные московские силы уже стояли у Троицы в Поозерье. Очередная мирная делегация, прибывшая к великому князю 5 декабря, услышала грозное требование Ивана Васильевича: “Хотим государства своего как на Москве”.
Трудно представить, какие страсти кипели в это время в сердцах новгородцев. Устоявшаяся точка зрения историков предлагает думать, что городские низы безоговорочно готовы были принять единоличную власть московского князя, чтобы избавиться от олигархического боярского правления. Может быть, и так, но ведь бояре-то были свои, коренные новгородцы. Это их активной торговлей и заморскими экспедициями богатела городская казна. Построенные десятками поколений боярских семей городские стены и храмы составляли основу городского пространства. Образ Святой Софии – пятисотлетней заступницы великого города – мог объединить всех по одному лишь призыву владыки. А что объединит новгородцев под рукой государя? Страх или державная воля? Слишком свежи были в памяти жертвы расправы 1471 года, резавшие по княжескому велению друг другу уши, губы и носы…
Непреклонный Иван III уже в декабре начал требовать ясности: целуют новгородцы крест своему государю или хотят войны? Его условия становились всё более категоричными: «Вечю колоколу в отчине нашей в Новегороде не быти. Посаднику не быти… А которые земли наши, великых князей, за вами, а то бы было наше». При такой постановке вопроса стало ясно, что грядёт полная ликвидация боярской республики.
Крестоцеловальный список с ультиматумом великого князя был послан в город с дьяком Андреем Одинцом, который должен был предъявить его во Владычной палате. 11 января 1478 года список зачитали на вече – в последний день вечевого Новгорода. С 13 января, когда грамота была скреплена печатями участников присяги, начался обряд крестоцелования, через который прошли все горожане, включая жён, вдов и слуг боярских.
На масленичной неделе, 29 января 1478 года Иван III въехал в Новгород как государь и фактический правитель города. На обеих сторонах города поселяются великокняжеские наместники. Они арестовывают Марфу Борецкую с внуком, купецкого старосту Марка Панфильева, житья человека Григория Арзубьева и ещё четверых новгородцев. Всех их отправляют для расправы в Москву.
Чем ещё можно дополнить эту печальную картину? Ах да, вечевой колокол. Нет, он не разбился на Валдае. 5 марта того же года «государь всея Руси» въехал в Москву. За ним везли вечевой колокол Новгорода. «И привезен бысть, и вознесли его на колоколницю на площади и с прочими колоколы звонити» – гордо сообщает московский летописец. Именно под этот соборный звон над историей независимого Новгорода опустился занавес.
Ещё через два года Иван III укажет место татарам: после стояния на Угре они перестанут донимать Московскую Русь требованиями дани и будут довольствоваться набегами. Падение Новгорода и «опущение» Орды станет решающим этапом в становлении новой великой державы – России.
«БЫТЬ, КАК У НАС В НИЗОВСКОЙ ЗЕМЛЕ»
1478 г. – «…вечевому колоколу в отчине нашей в Новгороде не быть, посаднику не быть, а государство нам свое держать… и великим князем быть в своей отчине, волостям быть, селам быть, как у нас в Низовской земле» (Из крестоцеловальной записи новгородцев Ивану III).
1480 г. – «Приде князь великий Иван Васильевич в Новгород и стоял в Славне 9 недель» (Новгородская вторая летопись).
1482 г. – «Того же лета приехаша Немцы в Новгород бити челом наместником великого князя Ивана Васильевича; и услышивше псковичи Немец в Новегороде, и отрядиша посадника Якова Кротова, и посадника Леонтея Тимофеевича, и Ондрея Роублева; и быша в Новегороде 11 недель, да и там мир подтвердиша на 10 лет…» (Псковская первая летопись).