Русь ковала больше, чем пахала
Сегодня в Музее художественной культуры Новгородской земли открывается выставка московского художника Сергея Рубцова «Русь в красе заплаканной и древней». Картины этого художника созвучны нашему городу и очень органично вписываются в интерьеры и атмосферу Десятинного монастыря. Древняя Русь, эпизоды истории и личности, повлиявшие на ее судьбу, — вот основные темы размышлений художника.
Увлечение русской историей пришло к Сергею Рубцову еще в школьные годы, сразу после Великой Отечественной. Тогда, в связи с Победой, широко отмечалось 700-летие разгрома ливонских рыцарей на льду Чудского озера, вся страна смотрела фильм «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна. Героический образ новгородского князя, одежда, оружие средневековых русских воинов – все это оставило глубокий след в душе мальчика и стало источником вдохновения на долгие годы. Поступая в Московское художественно-графическое
педучилище, четырнадцатилетний подросток выбрал темой экзаменационной работы «Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища», а дипломная работа «Ледовое побоище» попала в «золотой фонд» училища. Наверное, можно усмотреть перст судьбы и в том, что служить в армии ему довелось на родине Александра Невского — в Переславле-Залесском.
Окончив Полиграфический институт, художник десять лет сотрудничал с книжным издательством «Советская Россия», сделав множество иллюстраций к книгам, основные из которых «Жемчуг Слова» Г. Карпухина, «Слава Игоревой рати» П. Ткаченко, «Рассказы начальной русской летописи». Одной из самых заметных его работ стали иллюстрации к «Слову о полку Игореве» под редакцией Дмитрия Лихачева – история, рассказанная летописцем, буквально ожила под рукой мастера. Позже Сергей Семенович издал собственный перевод поэмы с семантическим и генеалогическим комментарием, за который получил почетное звание академика Русской Академии.
Руководя одной из ведущих художественных школ Подмосковья, Рубцов с учениками объездил многие древние русские города. Пейзажи Великого Новгорода, Суздаля, Ростова, Пскова, Владимира, Вологды, Углича остались на десятках прекрасных акварелей художника и послужили фоном ярких исторических событий, изображенных на крупных живописных полотнах. Одна из них — триптих «Русь». В нем отражены думы художника о трагической судьбе нашей Родины: схлестываясь в междоусобицах, честолюбивые князья не гнушались приводить на Русь ее исконных врагов. Чтобы выжить, русичам приходилось много воевать, история писалась огнем и мечом. Части триптиха «Русь поруганная», «Одолели», «Хмурая весна» – песнь о тяжелой материнской и вдовьей доле, о несломленном духе русского народа.
Новгородцам же будет особенно интересен цикл картин, посвященных судьбе древнего Новгорода, – «Спор о вере в Великом Новгороде», «Господин Великий Новгород», «За Великий Новгород и Святую Софию». Одна из самых ярких работ – картина «Вечу не быти», трагедия вольнолюбивого города, прощающегося с вечевым колоколом.
Выставка продлится до 5 сентября.