От веча до думы. От посадника до мэра
Из истории новгородского городского самоуправления
Свыше трех веков существовала Новгородская республика со своим своеобразным, в определенной степени демократическим самоуправлением. Последнее сегодня трактуется как «форма управления административно-территориальными единицами через органы, избираемые местным населением или частью его». Одним из основных признаков самоуправления является отсутствие органов, назначаемых извне.
За многолетнюю историю Новгорода было немало в нем органов местного самоуправления, народоправства… Полистаем совместно, читатель, страницы деяний городского самоуправления, прошедшего за многие годы путь от веча, посадников и наместников до городского Совета, Думы и мэра Великого Новгорода.
Страница первая. Вече
Возникшее на племенных собраниях ильменских славян Новгородское вече впервые упоминается в летописи в 1016 г. (Киевское – 1068 г.).
Новгородское городское собрание, совет (таков перевод со старославянского слова «вече»), собиралось по мере необходимости, решало вопросы войны и мира, о приглашении и изгнании князя, заключении дипломатических и торговых договоров, принимало законы города-государства, выбирало руководство земли Новгородской и т. д.
«Раздался звук вечевого колокола и вздрогнули сердца в Новгороде, – писал о вече историк и писатель Н.М.Карамзин. – Отцы семейств вырываются из объятий супруг и детей, чтобы спешить туда, куда их зовет Отечество. Недоумение, любопытство, страх и надежда влекут граждан толпами на Великую площадь… Посадник представляет московского боярина, присланного Московским великим князем. Все безмолвствуют. Боярин хочет говорить, но… новгородцы восклицают: «Смирись перед великим народом!», он медлит – тысячи голосов повторяют: «Смирись перед великим народом!» Боярин снимает шлем с головы своей – и шум умолкает…»
Особенно бурно проходили веча в XII-XV веках. В этот период Новгородская республика 26 раз воевала со шведами, 14 раз с Ливонским орденом, неоднократно с Литвой…
В «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина читаем, что «…история Новгорода составляет любопытнейшую часть древней истории, город сделался законодателем и судьею, ограничив власть княжескую. Воевал и купечествовал, славился в битвах мужеством. Жители его хвалились и тем, что не были они рабами монголов…»
В XI веке князь Ярослав за помощь новгородцев в борьбе за великокняжеский стол «признательный к их усердию дал им многие выгоды и права…» Будущие князья должны были клясться его гражданам в соблюдении грамот Ярослава. Нормы этих грамот легли в основу Новгородской судной грамоты.
Вечевая организация Великого города имела основу в местном быте, завершая собой систему самоуправляющихся союзов (как с 5 концами города), с выборными исполнителями. Беспокойный характер прений, всей вечевой жизни Новгорода объясняется, на наш взгляд, политической и общественной борьбой партий, концов города, составом городского общества. В составе его сначала отметим духовенство, княжескую дружину и холопов.
Названные категории населения были похожи на существовавшие в других русских городах. Остальное население Новгорода делилось условно на две части: на лучших и меньших (черных) по имущественному положению. К первой категории относились бояре, житьи люди и купцы.
Наиболее четкое и приемлемое понятие «житьи люди», по-нашему, дал известный историк В.О.Ключевский: «Капиталисты средней руки и постоянные городские обыватели-домовладельцы, бывшие и землевладельцами порой очень крупными».
В текстах вечевых грамот купцы занимали место ниже «житьих людей», предшествуя «черным людям». К последним относились свободные ремесленники, рыбаки, грузчики и др. Бояре как высший слой выдвигали в руководство Великого Новгорода, как правило, представителей из своей среды…
Во всех русских княжествах к началу XIV века утверждается княжеская власть, утрачивают свою роль существовавшие в ряде городов веча. А в Новгородской земле все происходило иначе.. Не случайно новгородцы говорили: «У Новгорода князя нету. Его бог – и правда и Святая София». Считая необходимым иметь в Новгороде и княжескую дружину, они тем не менее вынуждали приглашенного или назначенного князя целовать крест «на всей воле Новгородской…» Подчеркивалась и конкретная зависимость князя: «А бес посадника ты, княже, не сердити, ни волости раздавати, ни грамот ти даяти…» Правилам веча был подчинен князь и в правительственной, и в судебной деятельности.
В Новгороде князья менялись нередко, за неполных 4 века свыше 50 раз. Так, в Новгородской первой летописи за 1199 год отмечалось, что «и сидеша всю зиму Новгород без князя…». Через 22 года был город без князя свыше 9 месяцев.
В Детинце, во дворе святой Софии в 1156 году собиралось вече по поводу избрания Новгородского духовного владыки, и это был один из признаков независимости новгородской церкви. Сначала избиралось три кандидата. Потом по жребию «небесная воля» указывала на одного из них, кто получал высокий архипастырский сан.
А власти у владыки было немало: кроме непосредственного руководства епархией, ему был подчинен «церковный суд» над всеми жителями земли Новгородской. Ему был доверен надзор над торговлей Великого Новгорода, он представлял город-государство при дипломатических мероприятиях, владел казной св.Софии. Он также председательствовал в «Совете господ», где заседали посадники, тысяцкие (в т. ч. и «степенные»), старосты пяти концов города, сотские, ряд бояр…
Сей орган, по существу, предварительно обговаривал выносимые на вече вопросы. Владыка был и зависим от веча, которое могло, а порой и совершало свержение архипастыря.
Особое соперничество на вече шло за обладание должностью посадника – главы новгородского правительства, в чьих руках практически были рычаги управления Великим Новгородом.
По уполномочию веча посадник и тысяцкий несли широкий круг обязанностей дипломатического, правительственного, судебного, военного (совместно с князем), полицейского, финансового, организационного характера.
До конца XIII века посадника избирали на неограниченный срок, позднее сроком на 1 год. После реформы Онцифера Лукинича (1354 г.) это звание стали носить 6 посадников от пяти концов города Новгорода (2 – от Плотницкого конца и по одному от Гончарного (Людина), Неревского, Загородного и Словенского концов). Из них избирались главные – «степенные» (от слова – «степень») посадники, до конца XV века их число выросло значительно.
Ступенью к должности посадника был пост тысяцкого, главы городского ополчения, главного полицмейстера города.
Известный историк Н.И.Костомаров высоко ценил деятельность посадника и тысяцкого, подчеркивал, что «они представляют в себе собирательную и исполнительную силу».
Самоуправление Новгорода в своей деятельности руководствовалось законами, выработанными вечем, и особо «Правдой Ярослава». Вспомним слова из «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина: «…Ярослав первый издал законы письменные на языке славянском… сохранились единственно в Новгороде и заключали в себе некоторые особенные им местные учреждения. Сей остаток древности – есть верное зерцало тогдашнего гражданского состояния России и драгоценен для истории».