От веча до думы. От посадника до мэра

10.07.2008

Из истории новгородского городского самоуправления

Свыше трех веков существовала Новгородская республика со своим своеобразным, в определенной степени демократическим самоуправлением. Последнее сегодня трактуется как «форма управления административно-территориальными единицами через органы, избираемые местным населением или частью его». Одним из основных признаков самоуправления является отсутствие органов, назначаемых извне.
За многолетнюю историю Новгорода было немало в нем органов местного самоуправления, народоправства… Полистаем совместно, читатель, страницы деяний городского самоуправления, прошедшего за многие годы путь от веча, посадников и наместников до городского Совета, Думы и мэра Великого Новгорода.

Страница первая. Вече

Возникшее на племенных собраниях ильменских славян Новгородское вече впервые упоминается в летописи в 1016 г. (Киевское – 1068 г.).

Новгородское городское собрание, совет (таков перевод со старославянского слова «вече»), собиралось по мере необходимости, решало  вопросы войны и мира, о приглашении и изгнании князя, заключении дипломатических и торговых договоров, принимало законы города-государства, выбирало руководство земли Новгородской и т. д.

«Раздался звук вечевого колокола и вздрогнули сердца в Новгороде, – писал о вече историк и писатель Н.М.Карамзин. – Отцы семейств вырываются из объятий супруг и детей, чтобы спешить туда, куда их зовет Отечество. Недоумение, любопытство, страх и надежда влекут граждан толпами на Великую площадь… Посадник представляет московского боярина, присланного Московским великим князем. Все безмолвствуют. Боярин хочет говорить, но… новгородцы восклицают: «Смирись перед великим народом!», он медлит – тысячи голосов повторяют: «Смирись перед великим народом!» Боярин снимает шлем с головы своей – и шум умолкает…»

Особенно бурно проходили веча в XII-XV веках. В этот период Новгородская республика 26 раз воевала со шведами, 14 раз с Ливонским орденом, неоднократно с Литвой…

В «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина читаем, что «…история Новгорода составляет любопытнейшую часть древней истории, город сделался законодателем и судьею, ограничив власть княжескую. Воевал и купечествовал, славился в битвах мужеством. Жители его хвалились и тем, что не были они рабами монголов…»

В XI веке князь Ярослав за помощь новгородцев в борьбе за великокняжеский стол «признательный к их усердию дал им многие выгоды и права…» Будущие князья должны были клясться его гражданам в соблюдении грамот Ярослава. Нормы этих грамот легли в основу Новгородской судной грамоты.

Вечевая организация Великого города имела основу в местном быте, завершая собой систему самоуправляющихся союзов (как с 5 концами города), с выборными исполнителями. Беспокойный характер прений, всей вечевой жизни Новгорода объясняется, на наш взгляд, политической и общественной борьбой партий, концов города, составом городского общества. В составе его сначала отметим духовенство, княжескую дружину и холопов.

Названные категории населения были похожи на существовавшие в других русских городах. Остальное население Новгорода делилось условно на две части: на лучших и меньших (черных) по имущественному положению. К первой категории относились бояре, житьи люди и купцы.

Наиболее четкое и приемлемое понятие «житьи люди», по-нашему, дал известный историк В.О.Ключевский: «Капиталисты средней руки и постоянные городские обыватели-домовладельцы, бывшие и землевладельцами порой очень крупными».

В текстах вечевых грамот купцы занимали место ниже «житьих людей», предшествуя «черным людям». К последним относились свободные ремесленники, рыбаки, грузчики и др. Бояре как высший слой выдвигали в руководство Великого Новгорода, как правило, представителей из своей среды…

Во всех русских княжествах к началу XIV века утверждается княжеская власть, утрачивают свою роль существовавшие в ряде городов веча. А в Новгородской земле все происходило иначе.. Не случайно новгородцы говорили: «У Новгорода князя нету. Его бог – и правда и Святая София». Считая необходимым иметь в Новгороде и княжескую дружину, они тем не менее вынуждали приглашенного или назначенного князя целовать крест «на всей воле Новгородской…» Подчеркивалась и конкретная зависимость князя: «А бес посадника ты, княже, не сердити, ни волости раздавати, ни грамот ти даяти…» Правилам веча был подчинен князь и в правительственной, и в судебной деятельности.

В Новгороде князья менялись нередко, за неполных 4 века свыше 50 раз. Так, в Новгородской первой летописи за 1199 год отмечалось, что «и сидеша всю зиму Новгород без князя…». Через 22 года был город без князя свыше 9 месяцев.

В Детинце, во дворе святой Софии в 1156 году собиралось вече по поводу избрания Новгородского духовного владыки, и это был один из признаков независимости новгородской церкви. Сначала избиралось три кандидата. Потом по жребию «небесная воля» указывала на одного из них, кто получал высокий архипастырский сан.

А власти у владыки было немало: кроме непосредственного руководства епархией, ему был подчинен «церковный суд» над всеми жителями земли Новгородской. Ему был доверен надзор над торговлей Великого Новгорода, он представлял город-государство при дипломатических мероприятиях, владел казной св.Софии. Он также председательствовал в «Совете господ», где заседали посадники, тысяцкие (в т. ч. и «степенные»), старосты пяти концов города, сотские, ряд бояр…

Сей орган, по существу, предварительно обговаривал выносимые на вече вопросы. Владыка был и зависим от веча, которое могло, а порой и совершало свержение архипастыря.

Особое соперничество на вече шло за обладание должностью посадника – главы новгородского правительства, в чьих руках практически были рычаги управления Великим Новгородом.

По уполномочию веча посадник и тысяцкий несли широкий круг обязанностей дипломатического, правительственного, судебного, военного (совместно с князем), полицейского, финансового, организационного характера.

До конца XIII века посадника избирали на неограниченный срок, позднее сроком на 1 год. После реформы Онцифера Лукинича (1354 г.) это звание стали носить 6 посадников от пяти концов города Новгорода (2 – от Плотницкого конца и по одному от Гончарного (Людина), Неревского, Загородного и Словенского концов). Из них избирались главные – «степенные» (от слова – «степень») посадники, до конца XV века их число выросло значительно.

Ступенью к должности посадника был пост тысяцкого, главы городского ополчения, главного полицмейстера города.

Известный историк Н.И.Костомаров высоко ценил деятельность посадника и тысяцкого, подчеркивал, что «они представляют в себе собирательную и исполнительную силу».

Самоуправление Новгорода в своей деятельности руководствовалось законами, выработанными вечем, и особо «Правдой Ярослава». Вспомним слова из «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина: «…Ярослав первый издал законы письменные на языке славянском… сохранились единственно в Новгороде и заключали в себе некоторые особенные им местные учреждения. Сей остаток древности – есть верное зерцало тогдашнего гражданского состояния России и драгоценен для истории».

 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.