Индивидуальные открытия «Садко»
Статный казак, не рассчитав силы, дружески хлопает по плечу итальянца в красном галстучке, у которого от неожиданности подкашиваются ноги. Молодка в пышном украинском венке щебечет с красавицей в кокошнике, а ее радостно дергают за искусственную косу пробегающие мимо сорванцы: прочно ли привязана? Годовалые матрешки-близнецы весело размахивают бубликами, рядом важно прогуливается песик в платьице с пышными оборками. Каких только сценок не увидишь на празднике фолькора и ремесел в «Витославлицах»!
Веселые, но ревнивые
Денек выдался жаркий, даже привычные к пеклу индусы норовили укрыться в тени. Коллектив «Международные ритмы», пропагандирующий традиционное искусство индийского штата Пенджаб, уже второй раз участвовал в фестивале «Садко», прихватив и младшую группу – мальчишек от 9 до 15 лет. Заводные песни и танцы индусов вызвали настоящий фурор – зрители от малышей в колясках до бабушек в панамках подпевали и пританцовывали, и коллектив по многочисленным просьбам повторил свое выступление на гостевой поляне дважды.
В «хороводе» мужчин в тюрбанах кружилась лишь одна девушка.
– У вас сугубо мужской коллектив? – поинтересовалась я у руководителя Амардипа Сингха.
– Почему? У нас много женщин!
– Что же вы их с собой не прихватили?
– Да какой мужчина отпустит свою жену одну в Россию?! – широко улыбнулся индус моей наивности.
– А эта красавица, значит, не замужем?
– Она приехала с мужем, – и Амардип указал на мужчину в джинсовой куртке, который бдительно переминался рядом с выступающими, орлиным оком поглядывая за женой.
Да, у этих индусов не забалуешь!
Вырасти себе курай
Среди участников фестиваля «Садко» было много молодежи. Литовский фольклорный ансамбль «Поринге» составляют студенты Вильнюсского пединститута – математики, филологи, историки, увлеченные культурой своего народа. Среди них нет ни одного профессионального музыканта, но об этом невозможно догадаться, слушая пение и игру на рожках и кувиклах – инструментах с тысячелетней историей.
– Главное, что эти ребята после института будут работать с детьми и, мы уверены, сумеют привить ученикам любовь к народным традициям, – пояснил цель создания коллектива его руководитель, педагог института Владас Черняускас.
«Это просто чудо какое-то! Даже не могу переключиться на выступление другого коллектива!» – восторженно делилась впечатлениями одна из зрительниц, когда гости из Башкорто-стана покидали гостевую поляну. Лишь один из них был в национальном костюме, остальные – в джинсах и черных футболках с надписью «Аргымак». Но они и не нуждались во внешних эффектах – достаточно того, что вытворяли голосом и на инструментах.
– «Аргымак» значит «Скакун, мчащийся вперед», но кроме этого в каждой букве названия зашифровано значимое слово – разум, сердце, все, что связано с нравственными началами. И для нас важно соответствовать этому названию, – пояснил руководитель коллектива, студент 4 курса Уфимской академии искусств Ринат Рамазанов, убирая в чехол длинные дудочки, на которых он играл в невиданной технике, зажав в углу рта. Говорят, этому искусству обучают с раннего детства.
– Это курай – очень древний инструмент. Он изготавливается из тростника курай, который растет в Башкирии, его изображение есть на нашем гербе, – увлеченно рассказывает Ринат. – Бытует легенда: когда кураист хочет изготовить себе новый инструмент, он идет в поле, где растет тростник, внимательно изучает молодые побеги, выбирает один, помечает его и приходит сюда в следующем году. Если побег выстоял зиму и хорошо подрос, он произносит ритуальные слова: «Курай? – Да! – Где ты вырос? – В лесу! – Кто тебя срезал? – Кураист. — Для чего? – Чтоб играть!» – и с последним словом срезает тростник. Если же росток погиб, кураисту придется выбирать новый побег и ждать следующего года…
– Как вам на фестивале?
– Нас так здорово принимали! Вообще, «Садко» – это очень круто, здесь такая мощная энергетика! К сожалению, молодежь сегодня мало интересуется фольклором, а ведь в Башкортостане очень мощный пласт традиций. Поэтому мы выбрали свой путь: изучаем первоисточники, эпос, пропускаем через себя, обогащаем современными ритмами, аранжировками и потихоньку приобщаем слушателей. Легенда, немного музыки, чуть-чуть эпоса… И знаете, слушают!
Как иллюстрация сказанному, к Ринату подошли две девушки: «А у вас диск есть?». Следом – группа женщин постарше:
– Нам очень понравилось, но мы застали только конец выступления. Вы не исполните что-нибудь для нас?
– Конечно! – и Ринат, кликнув друзей, увлекает слушателей в тенек…
***
«Ну надо же, совсем другая культура!» – задумчиво и слегка озадаченно произнес мужичок рядом со мной, наблюдая выступление гостей из Индии. Видно было, что это стало для него своего рода открытием. Вот ради таких индивидуальных открытий и живет фестиваль «Садко». Долгих лет ему!