Бросить нельзя довезти – власти и бизнес прорабатывают проблему парковки электросамокатов

04.04.2024

Добраться из пункта А в пункт Б довольно быстро и без вреда окружающей среде сегодня многим горожанам помогают электросамокаты. За последние несколько лет эти средства индивидуальной мобильности прочно вошли в обиход новгородцев и продолжают набирать популярность в нашем городе, где с этого года на рынок услуг аренды такого транспорта пришла ещё одна компания. Вместе с тем использование взятых в прокат электрических «коней» влечёт за собой и рост проблем: от стихийных парковок до неконтролируемой езды на грани с нарушениями ПДД. Этим и другим вопросам была посвящена сегодняшняя встреча представителей кикшеринговых фирм, ГИБДД и администрации Великого Новгорода.

Каждому СИМу – своё место

В Великом Новгороде услуги по прокату электросамокатов сегодня предоставляют две компании – Urent и Whoosh. Первая, придя на местный рынок кикшеринга в 2021 году, фактически стала пионером. В первый год, когда услуга аренды появилась в городе, для новгородцев было доступно около 250 транспортных средств. Сегодня же, учитывая мощности обеих фирм, по городу доступно чуть более 1000 самокатов.

Компания Whoosh постоянно держит на своих парковках в городе около 600 самокатов. Ещё около 200 штук периодически отправляются в сервисный центр. По словам Дениса Болтушкина, операционного управляющего Whoosh в Великом Новгороде, в связи с запросом планируется увеличение единиц транспорта.

Бросить нельзя довезти – власти и бизнес прорабатывают проблему парковки электросамокатов

Денис Сергеев, заместитель председателя комитета по управлению городским и дорожным хозяйством администрации Великого Новгорода отмечает: на безопасности горожан увеличение числа электросамокатов, разумеется, не может не сказываться.

«Сегодня это вызывает беспокойство пешеходов и автомобилистов. В настоящее время администрация Великого Новгорода уже провела две встречи с организациями, предоставляющими данные услуги. Вместе нам удалось выявить проблемы, с которыми в том числе столкнулись и представители обеих фирм», – говорит Денис Сергеев.

Одна из проблем – организация самих мест для парковок. Сегодня под такими точками понимают территории со специальными металлическими конструкции. Однако от концепции решено отойти из-за увеличения числа мобильного транспорта. Также власти совместно с компаниями обсуждают географию размещения парковок. Компания Whoosh предложила мэрии уточнить схему, сейчас она в проработке. Также рассматривается перспектива обозначать места парковки специальной разметкой. Окончательно определить схему с учётом нынешних реалий планируется до конца апреля.

Что касается обслуживания самокатных парковок, за уборку в ответе сами операторы кикшеринга. Какой из компаний наводить чистоту на той или иной площадке (ведь на ней будет парковаться транспорт обеих фирм), – вопрос договорённости организаций. А значит, в перспективе Urent и Whoosh «поделят» парковки между собой.

Примечательно, что вопрос упорядочения парковок «электроконей» в Новгороде возник не в одночасье. Об этом говорит Сергей Майсаков, управляющий компании Urent:

«По согласованию с администрацией города мы изначально старались не допускать стремительного роста числа самокатов и увеличения числа парковок, – в первую очередь, чтобы контролировать своевременную уборку территорий и изъятие брошенных самокатов. Все наши парковки размещаются в установленных местах, оборудованы уже упомянутыми металлическими конструкциями, чтобы люди понимали, что здесь нужно оставлять самокаты. И первое время мы видели, что количество брошенного транспорта минимальное. Это также было связано с введённым запретом на завершение аренды в неустановленном месте, вне парковки».

От парковки до парковки

Позиция компании Urent по поводу парковок – они не должны мешать движению пешеходов, другого транспорта и уборочной техники. Впрочем, такого же мнения и коллеги по бизнесу из фирмы Whoosh. Но как быть с брошенным транспортом?

Одиноко стоящие у скамеек, магазинов или фасадов домов бесприютные электросамокаты создают впечатление попустительства со стороны прокатных компаний. Но выясняется, что это не так. По словам представителя компании Whoosh, в круглосуточном режиме по городу курсируют машины, которые подбирают самокаты, также работают и станции зарядки. Управляющий Urent в свою очередь напоминает о чётких правилах.

Перед тем, как взять в аренду самокат, пользователь скачивает приложение, через которое в самом начале эксплуатации с ним заключается соглашение. Условия аренды помимо всего включают в себя соблюдение ПДД, – на которые, к слову, даётся ссылка, – и карту мест, где можно завершить аренду (иначе говоря – припарковать самокат). А вот здесь, поясняют специалисты, зачастую приходится полагаться только на совесть иного водителя.

У каждого пользователя личный кабинет, где в том числе фиксируются нарушения. Санкции варьируются от предупреждений до материальной ответственности и блокировки аккаунта навсегда. Но трудность в том, что локация отдельно взятой парковки на карте, по которой система отслеживает положение транспорта, отображается не конкретной точкой, а зоной. В итоге близость к ней брошенного неподалёку самоката система может идентифицировать как завершение аренды.

Бывает, что самокаты ломаются, и это вынуждает пользователя оставить его, не доехав до места парковки. Но такие случаи, уверяют специалисты, нечасты.

На помощь – и к этому специалисты кикшеринга активно призывают – могут прийти неравнодушные граждане. На сайтах компаний есть формы обратной связи, через них можно сообщить об оставленных в неположенных местах самокатах. Потребуется указать адрес и время обнаружения самоката, а также его номер, и прикрепить фото. Это нужно для того, чтобы не наказать невиновного водителя.

Бросить нельзя довезти – власти и бизнес прорабатывают проблему парковки электросамокатов
Помимо фото, адреса и времени обнаружения брошенного самоката потребуется передать специалистам также его номер.

О скорости, трюках и наказаниях

Не обошли вниманием и другие стороны безопасности использования прокатных СИМов. И допустимая скорость арендуемых самокатов здесь занимает не последнее место.

«С целью безопасности мы по согласованию с администрацией Великого Новгорода во многих местах ограничили скорость движения, а в некоторых даже запретили её. Например, в зоне Кремля или Витославлиц, где много туристов, – там движение на самокатах просто не предусмотрено. Ограничения же действуют на территории разных общественных пространств, на мостах. Конечно, здесь есть небольшие отклонения, поскольку система GPS ещё несовершенна», – прокомментировал Сергей Майсаков.

Меры, пожалуй, действенные. Хотя, к сожалению, и не избавляют полностью от опасных инцидентов.

С 2022 года по настоящее время с участием средств индивидуальной мобильности в Великом Новгороде было зарегистрировано 35 ДТП, в которых горожане получали травмы. Но аварии с арендованными самокатами здесь занимают наименьший процент, констатирует Анатолий Архаров, майор полиции, начальник отделения ДПС УГИБДД УМВД России по Новгородской области. По мнению правоохранителя, остаётся острым вопрос ответственности пользователей личных самокатов и тех, кто покупает такие устройства своим детям.

«По практике наблюдений, нарушения использования СИМов, трюки в неположенных местах и на непредназначенных для того самокатах, наезды на пешеходов – всё это в большей мере характерно для несовершеннолетних. В силу воспитания родителями они часто игнорируют известные правила безопасности, правила дорожного движения. Например, элементарное – что на любом СИМ нужно спешиваться, пересекая пешеходный переход. Любая проблема в сфере транспорта чаще всего связана с правовой культурой», – подчёркивает Анатолий Архаров.

Учинил ДТП, создав помеху, либо нанеся лёгкий или средней тяжести вред здоровью, – готовься к штрафу до 1500 рублей. А если пострадавшему в столкновении с СИМом придётся лечиться и он обратится в суд, виновника ждёт дополнительное финансовое бремя. Дойти может и до уголовного разбирательства – если по вине водителя самоката человек погибнет. За несовершеннолетнего ответственность, разумеется, понесут родители. Представитель ГИБДД отмечает: любое административное нарушение доводится до исполнения наказания.

Отметим, подобные встречи с представителями бизнеса и профильных ведомств в администрации города планируют проводить на регулярной основе, а к поднятым сегодня вопросам вернутся в ближайшее время.

Ксения Пугач

Фото автора

и администрации Великого Новгорода



Читайте также


Комментарии

Александр
21.04.2024

Вначале должны быть правила в виде закона!
Прокат машины не дадут без прав и машина не поедет по пешеходным дорожкам. На самокате человек не является пешеходом, он передвигается на колесах и со скоростью большей пешехода!!! Я думаю на данный момент надо запретить кикшеринг до наведения порядка и принятия законов и правил. А также решения по каким зонам могут перемещаться самокаты и прокладки для них дорог или обьединении их с велодорожками. Личные самокаты оставить при получении прав вождения!

Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.