Фотоинтерактивами и героями-воителями покорила новгородцев апрельская выставочная волна

Завершившиеся выходные для горожан выдались насыщенными – и предшествовало им не менее яркое событие. Так, в стенах Новгородского центра современного искусства состоялось открытие очередной выставочной волны – апрельской. На этот раз в основных залах новгородцев удивляли оригинальными фотоработами и увлекательным интерактивом. А на первом этаже можно было полюбоваться на героических персонажей со страниц истории эпохи Раннего Средневековья.

Хотя «Окоём-24» – девятый региональный фестиваль фотографии, на самом деле он длится уже около 11 лет: два года оказались «законсервированы» ввиду ковидных ограничений. Тем не менее, фестиваль развивается и растёт, и в этом году собрал более 200 работ 30-ти авторов. Фотографий оказалось так много, что не всем хватило места на стенах, – организаторам даже пришлось задействовать другие пространства, однако выставлены на суд зрителя были все.

Начинание как преимущество

Чем фестиваль особенно примечателен – в нём участвуют самые разные новгородские фотографы. В том числе – внезапно, дилетанты. Но не стоит настораживаться! Если заниматься наукой без специальной подготовки, топоследствия и впрямь могут быть негативными. Искусство же в определённой мере не только «стерпит» любительством, но и может замечательно благодаря ему обогатиться, расшириться.

«Дилетант – для нас слово ругательное. Но что вообще значит «начинающий»? Когда вы, новичок, варите суп, вы можете изобрести такую композицию, что профессионалу и не снилась! Так и здесь: если нет пространства между вашими мыслью и чувством и воплощением, если для хорошей фотографии сгодится иной раз и камера телефона, – на первое место выступают человеческие качества, возможность видеть и авторская неутомимость», – отметил руководитель НЦСИ Сергей Пухачёв.

Выше не зря говорилось про интерактив – его было много, он был соревновательным. Вначале двум добровольцам из числа зрителей было предложено поучаствовать в игре и угадать, автору какого пола принадлежит та или иная фоторабота.

Далее, помимо участия в голосовании за наиболее понравившуюся работу, гости выставок могли сыграть в ещё одну игру на угадывание. Как поделились организаторы, одна из фотокартин была «поймана» вовсе не человеческим видением – постаралась нейросеть. И хотя по некоторым признакам порождение искусственного разума установить было вполне возможно, многие терялись в догадках – настолько «живые» фотографии были выполнены сюрреалистично и притом натурально.

От диссонанса к мыслеформе

К слову, небольшой интерактив был и от некоторых участников выставки. Например, молодой уличный фотограф Глеб Якунин дарил каждому заинтересовавшемуся наклейки с собственными работами на память. Отметим: в работе каждого фотохудожника, помимо уникального авторского почерка, скрывается множество загадок. Как, например, в работах Глеба, – помимо смыслового содержания. Все его чёрно-белые работы, представленные на выставке, изначально выполнены в цвете. Монохром с повышенным контрастом накладывается уже после, при обработке.

«Мне очень нравится угольный рисунок, я стремлюсь сделать свои фото похожими на такие картины. И именно сильные контрасты лично у меня вызывают яркие эмоции, у многих – гнетущее переживание. На выставке представлены мои работы из серии «Мыслеформы»: основная задумка в том, как мы проецируем визуальный объект, какие воспоминания он вызывает и смыслы приобретает. Иногда это что-то, вызывающее когнитивный диссонанс: как чучела бабочек, композиционно устремлённые вверх, вызывающие ощущение полёта, – притом мозг прекрасно понимает, что они неживые», – рассказывает о своих творениях Глеб Якунин.

В песне смелых и сильных духом

И напоследок перейдём на первый этаж Новгородского центра современного искусства – на персональную выставку единственного исторического живописца в Великом Новгороде Дианы Крыловой-Фельк, молодой художницы родом из Брянщины. Как отметил Сергей Борисович, сейчас в нашем городе других исторических художников нет – все они творцы уже прошлого.

Фотоинтерактивами и героями-воителями покорила новгородцев апрельская выставочная волна

Хотя по образованию Диана не историк, историческая точность для неё очень важна – повлияли во многом и семейные устои, и увлечение исторической реконструкцией Раннего Средневековья. Из-под кисти художницы вышло уже множество прекрасных юношей и мужественных воителей – как славян, так и викингов. Такому мужскому образу, увы, в современной живописи уделяется совсем немного внимания, так что даже уникально, что художница концентрируется преимущественно на нём.

«Главенствует поиск идеального мужского образа, воинственного, героического и романтичного притом, и вполне чёткий период истории, – я не распыляюсь на другие эпохи, поскольку это и сложно, и они, возможно, более популярны, у них есть свои творцы. Хотя я также люблю создавать иллюстрации к произведениям литературы, если про художников говорить, то вдохновляюсь работами Александра фон Вагнера, Виктора Васнецова. Люблю символизм, впрочем, он у меня и в живописи отражён: даже в тех картинах, что здесь. Положение клинка, рук, само оружие, тон и цвет – к примеру, напряжённые красные тона», – рассказывает Диана Крылова-Фельк.

К слову, есть у Дианы на картинах и женщины – тоже сильные, воинственные, но оттого особенно прекрасные. Как, например, девушка-богатырь на картине «Россия»: в кольчуге, с венком из ромашек на голове, мечом в одной руке и соколом – на предплечье другой.

Впрочем, что говорить – лучше увидеть самостоятельно. А лично посетить выставку в центре современного искусства можно будет в течение месяца, до 12 мая. 18 же числа того же месяца откроется уже майская выставочная волна.

Фото: Людмила Степико



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.