Скажите код из СМС и попрощайтесь с Госуслугами – в УМВД рассказали о новой уловке мошенников

Звонок, обеспокоенный голос «сотрудника», якобы благие намерения. И следом – долги, кредиты на немыслимые суммы, потеря сбережений и спокойной жизни. Заявление в полицию, – нередко, увы, почти безрезультатное. Казалось бы, о мошенниках и их уловках говорят везде, где возможно. И всё равно злоумышленники находят доверчивых граждан, готовых добровольно отдать «ключ от квартиры, где деньги лежат». В данном случае – продиктовать код из СМС. Который, к слову, неспроста всегда сопровождается уведомлением-предостережением: никому этот код не сообщать. Почему же для некоторых этот совет остаётся пустым звуком – вопрос.

На минувшей неделе мошенники выудили у новгородцев почти пять миллионов рублей (точная сумма – 4 млн 719 тыс 533 рубля) и «угнали» восемь аккаунтов на портале «Госуслуги». Об этом сообщает пресс-служба регионального Управления МВД. А в Управлении по городу Великий Новгород зарегистрировали семь заявлений граждан об актах мошенничества в их отношении. Жертвы – как мужчины, так и женщины в возрасте от 24 до 87 лет.

Притом самый крупный ущерб был нанесён 52-летней женщине из Великого Новгорода: позвонивший ей мошенник представился сотрудником сотовой компании, предупредил о якобы заканчивающемся сроке договора на оказание услуг связи и необходимости его продлить. Затем ситуация развивалась классически: женщине пришли два СМС-кода, которые она тут же сообщила обманщику. После того ей позвонили уже якобы от Госуслуг, уверили в том, что её личный кабинет уже взломан и любезно предоставили «инструкцию» для поимки мошенников. На удачу недоброжелателей и на свою беду, женщина оказалась разговорчивой и сама рассказала преступникам о продаже квартиры. Неудивительно, что в день, когда она получила деньги, аферисты тут же ей позвонили и без долгих уговоров заполучили 2 млн 240 тыс рублей под предлогом перевода на безопасный счёт во избежание мошенничества.

Аналогично обманули мошенники ещё пятерых новгородцев. Аферисты представлялись сотрудниками правоохранительных органов, Госуслуг, банков, далее – всё по стандартной схеме. Впрочем, как отметили в региональном Управлении МВД, именно манипуляция через Госуслуги и последующий взлом личного аккаунта на портале стали безусловным мошенническим «хитом» первого квартала 2024 года. И к статье 159 УК РФ (мошенничество) добавилась ещё одна. Преступлений по статье 272 УК РФ (неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации) в регионе всего за четверть текущего года насчитывается порядка 500: это уже намного больше, чем в прошлом году.

«Хотя аккаунты на портале «Госуслуги» массово взламывать начали в этом году, сам принцип далеко не новый. Зная номер телефона и имя, мошенники могут лишь направить СМС с кодом на устройство, однако они его не узнают, если только владелец телефона самостоятельно не сообщит. Именно затем, чтобы выпытать код, злоумышленники и звонят под различными предлогами. И только если жертва сообщает код, они получают доступ к её аккаунту на Госуслугах и всей конфиденциальной информации. В таком случае нужно срочно обращаться в МФЦ. После того, как преступники поменяют пароль, самостоятельно пострадавший профиль вернуть уже не сможет. Сами же мошенники смогут, к примеру, набрать на имя жертвы кредитов и микрозаймов», – рассказала заместитель начальника пресс-службы Управления МВД по Новгородской области Татьяна Золотухина.

Строго говоря, если кто-то по телефону настойчиво требует (или, что больше усыпляет бдительность, ненавязчиво просит) назвать СМС-код под предлогом уберечь средства или информацию от мошенников – это уже наглая и довольно очевидная попытка обмана. И если довериться инстинкту страха и сделать, как кажется, всё, чтобы себя обезопасить, – риск потерять всё будет очень велик. Если же не вестись на «инструкцию специалиста» и, желательно, даже не слушать её, то, вопреки возможному страху, ничего страшного не произойдёт. Впрочем, не будет лишним не полениться самому позвонить либо прийти в МФЦ (или банк) и удостовериться в безопасности своих данных. Либо принять необходимые меры защиты – под руководством настоящего сотрудника.

К счастью, что касается восьми пострадавших по новой схеме – они вовремя обратились в МФЦ и не понесли материального ущерба. Есть в этой мрачной истории и ещё один светлый эпизод: 82-летняя жительница Великого Новгорода всё-таки смогла спасти свои сбережения. Точнее, ей помогли сотрудники банка в отделении – они вовремя заподозрили неладное и уберегли пенсионерку, убедив её не снимать средства со счёта и не отправлять ничего злоумышленникам. По этому эпизоду, соответственно, возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 30, части 2 статьи 159 УК РФ – покушение на мошенничество.

И напоследок напомним план действий в случае любого неожиданного и тревожащего звонка:

  • ни в коем случае нельзя следовать инструкциям «специалистов», общающихся с вами удаленно: настоящие сотрудники банков, сотовых компаний и правоохранительных органов не будут связываться посредством мессенджеров, чтобы предложить услуги или решить важный вопрос;
  • нельзя оформлять кредиты после звонков от неизвестных;
  • нельзя сообщать неизвестным лицам свои личные данные, данные своих банковских карт, коды;
  • при поступлении подобного звонка, немедленно прекратите разговор. При необходимости обратитесь лично в банк, сотовую компанию или в ближайшее отделение полиции.

Чаще всего предотвращение беды – в наших же руках. И намного проще её избежать, чем разбираться с последствиями.

Фото из архива редакции



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.