Туристическому городу троллейбус к лицу. Как сохранить экологически чистый транспорт?

 

История новгородского троллейбуса пишется сравнительно недавно – с декабря 1995 года, и потому многие помнят, как радостно все начиналось: торжественные речи, поздравления, бесплатный проезд в день открытия по первому троллейбусному маршруту – от депо на Большой Санкт-Петербургской до улицы Нехинской, планы по дальнейшему развитию сети. Некоторым из них суждено было сбыться — открылись еще четыре маршрута, и общая протяженность троллейбусных линий в городе составила 36,5 км. Другие так и остались планами.

Прошедшие годы изменили транспортную картину города. Растет число автомашин, появились мобильные «маршрутки». Новгородский же троллейбус остановился в развитии, стремительно ветшает, теряет пассажиров (а в последнее время и кадры) и приносит бюджету около 2,6 млн руб. убытка ежемесячно. Есть ли в нынешнем новгородском пейзаже место троллейбусу?

– Есть! – уверен директор МУП «Троллейбусное депо» Игорь Фокин. – Троллейбус по-прежнему остается самым экологичным видом транспорта. Да, несколько лет назад в мире, и в нашей стране в том числе, наметилась тенденция к снижению количества электротранспорта. Но сейчас идет обратный процесс! Преимущество электротранспорта не в скорости, а в безопасности, в экологичности. И я убежден, что в нашем городе троллейбус должен жить.

МУП «Троллейбусное депо» (созданное около двух месяцев назад в результате реорганизации МУП ПАТ-2) и управление по транспорту и связи Администрации Великого Новгорода подготовили концепцию развития троллейбусного движения в Великом Новгороде.

Разумеется, все преимущества электротранспорта пассажир может оценить только в комфортабельных современных троллейбусах. Средний возраст 39 троллейбусов, курсирующих по улицам нашего города, составляет 19,6 года. На сегодня самортизированы и подлежат списанию 30 из них. К 2015 году должен быть списан весь парк троллейбусного депо. Машины устарели не только физически, но и морально.

На современных троллейбусах, подчеркивают в МУП, применены технологии, позволяющие экономить расход электроэнергии на 35% (микропроцессорная система управления с асинхронным тяговым двигателем).

Для рентабельной работы троллейбусного депо, считают на предприятии, необходимо в первую очередь полностью обновить подвижной состав. Это, говорит Игорь Фокин, повысит привлекательность троллейбусных перевозок для пассажиров, позволит экономить значительные средства на электроэнергии и, кроме того, поднимет моральный дух работников – кому хочется работать на старых машинах, постоянно чинить их и выслушивать нарекания пассажиров? Последние новые троллейбусы в новгородском депо были приобретены 10 лет назад.

Модернизацию подвижного состава в «ТД» предлагают провести в три этапа. На первом планируется приобрести два современных троллейбуса 5298-01 «Авангард» (стоимостью 7,5 млн  руб. каждый) для стажировки водителей и обучения ремонтных рабочих, для изучения эксплуатационных свойств машины. Это троллейбус с низким уровнем пола, что сокращает время выхода-входа пассажиров, а значит позволяет увеличивать среднюю скорость на маршруте до 15%. Кроме того, такой троллейбус доступен для инвалидов-колясочников. Есть у него и другие плюсы, оценить которые могут и пассажиры, и профессионалы.

Далее в плане – приобретение 18 современных троллейбусов (135 млн руб.) и списание 20 старых машин. И третий этап – приобретение 15 новых троллейбусов (112,5 млн руб.) и списание оставшихся 18 троллейбусов.

Необходима модернизация существующей контактной сети. На обновление изоляции потребуется 4 млн руб., на приобретение и установку 7 сходных и 7 управляемых троллейбусных стрелок чешской фирмы «Electroline» – 2,8 млн руб. «Установка таких стрелок позволит троллейбусам значительно быстрее проходить пересечение линий и тем самым не создавать помех автомобилистам», - поясняет начальник службы движения предприятия Михаил Ковалев.

Разработанная концепция включает и развитие троллейбусных линий города. Предлагается, в частности, продление троллейбусного маршрута от вокзала до гидромелиоративного техникума по Октябрьской (протяженность участка – 6,2 км). Необходимые вложения (с приобретением дополнительно 10 троллейбусов) оцениваются в 250,4 млн руб.

Кроме того, руководство предприятия и городское управление по транспорту и связи видят перспективы для троллейбусного движения на улице Кочетова (протяженность 6,5 км). Необходимые капитальные вложения в строительство сетей и приобретение 15 новых троллейбусов – 280,7 млн руб.

Концепция разработана на период до 2016 года включительно. Сделанные расчеты предполагают, что уже по итогам 2015 года  предприятие должно получить пусть небольшую, но прибыль.

Теперь главный вопрос: откуда деньги? Ведь согласно  намеченной концепции развития в планируемую пятилетку только в обновление подвижного состава необходимо вложить 450 млн руб., в создание контактной сети – 338,6 млн руб.

– На сегодня есть инвестор, проявивший интерес к развитию троллейбусного движения в Великом Новгороде, – говорит Павел Морозов, начальник управления по транспорту и связи Администрации Великого Новгорода. - Это крупный холдинг из соседней области, ядром которого является завод по производству силовых машин, и одно из направлений – производство троллейбусов. Компания давно работает на рынке, известна, ее заинтересованность не вызывает сомнений. Но и мы должны вложить свои средства, инициативу, желание, чтобы сохранить троллейбусное депо.

Морозов приводит еще один аргумент в пользу электротранспорта – надежность обеспечения перевозок.

Сегодня 143 автобуса из 268, выходящих на городские маршруты, работают на компримированном (сжатом) газе. Газовая заправка в городе пока всего одна. Уже дважды она выходила из строя, однажды встала на два часа. А если простой продлится дольше?

– Вторая половина автобусов работает на дизельном топливе, но ни для кого не секрет, что в сильные морозы некачественная солярка превращает автобус в груду неподвижного металла, – говорит Павел Морозов. – В снабжении электроэнергией таких «если» намного меньше.

Прежде всего предприятие должно акционироваться, чтобы стать более самостоятельным, убежден начальник управления. Тогда такую задачу, как строительство новой модульной котельной (ибо существующая котельная 1982 года постройки устарела морально и физически), предприятие могло бы потянуть самостоятельно, с помощью лизинга.

Потенциальный же инвестор на первом этапе готов взять на себя, по словам Морозова, модернизацию существующей контактной сети и на партнерских условиях решать вопросы с поэтапным обновлением подвижного состава.

– Кроме того, они заявили о своей готовности сделать бесплатно для нас проект строительства новых линий контактных сетей, что тоже очень важно, – говорит Павел Морозов. Еще раз подчеркивая: инвестор инвестором, но для сохранения электротранспорта в нашем городе нужны воля и желание всех сторон – самих работников предприятия, руководства города, депутатов.

В ближайшее время концепция развития троллейбусного движения Великого Новгорода и вопрос о приватизации МУП «Троллейбусное депо» будут рассмотрены на заседании городской Думы.

– ...Вы не слышали, когда нас акционируют? - спросил меня один из работников депо.

– Очень хочется?

– Поработать в нормальных условиях хочется. Женщины-водители, увольняясь, чуть не плачут. Говорят: «Вернемся, как только появятся перспективы».

К слову, в некоторых городах, отказавшихся в свое время от троллейбусов, уже рассматривают вопрос о возвращении на городские улицы этого вида общественного транспорта. Экологичность, низкий уровень шума, безопасность, надежность – эти преимущества троллейбуса становятся все более востребованы, особенно если город заботится о качестве жизни на территории и своей привлекательности для гостей.

Новгородский троллейбус. Следующая остановка — улица  Перспективная. Не верите? Значит, вы не в тренде.