«Властительные связи»

30.08.2012

Все уровни власти в стране вещают о серьезной нехватке бизнесменов-новаторов, новых идей и технологий и вообще – новаторского мышления. Сотни раз на дню слово «инновация» мы слышим по телевидению и радио, читаем в газетах и Интернете…

А дело в том, что провозглашаемый инновационный путь развития – это не очередная кампания, а жесткая необходимость для современной цивилизованной страны. Человечество вступило в эпоху, когда передовая экономика буксует на бесконечном дублировании известного. Быстроменяющиеся условия рынка и бурный прогресс наук и технологий требуют сегодня ставки на новое, необычное.

Вот и слово «бизнесмен» отдаляется от равнозначного ему слова «предприниматель». Первым теперь называют того, кто копирует и раскручивает уже существующий бизнес. А вторым – того, кто придумывает новый. Первый – больше ремесленник, а второй – больше творец. И потому намного ценней.

Отсюда и проблема: ремеслу-то научить можно (и успешно учат), а творчеству как? Ясно одно: всякому творцу требуется творческая окружающая атмосфера. Для настоящего предпринимателя такие понятия, как «искусство», «интеллектуальная игра», «импровизация», «изящество» – не пустой звук. Ведь «инновационный изобретатель» – это своего рода дирижер прорывной стратегии, поэт новейшей концепции, виртуоз ноу-хау, актер делового мира и рынка!

Неудивительно, что на Западе появился новый вид обучения бизнес–лидерству и менеджменту – с помощью искусства. Причем речь идет не о «расслабухе», а о глубоком погружении в произведение искусства и в профессиональные тонкости исполнителей и авторов. «Понимание того, как артисты и художники делают свое дело, помогает менеджерам действовать более эффективно», – заявляет один из адептов нового образования. У музыкантов предприниматели учатся лучше слышать и понимать, у актеров – входить в новые роли и убеждать, у художников – выстраивать композицию и находить эстетику.

Правда, не всегда можно раскрыть связь между искусством и мыслью новатора. Как тут не вспомнить гениального ученого Григория Перельмана – большого любителя оперного пения. Каким образом трепетание красивого голоса может способствовать математическому открытию – тайна. Но факт.

Большие города мира делают всё, чтобы создавать условия для так называемого «креативного» класса во всем его многообразии. Этот класс, по сути, обобщенный контингент ученых, инженеров, архитекторов, дизайнеров, писателей, художников, композиторов, музыкантов и, конечно же, предпринимателей. Главное, считают руководители этих городов, – создать единый творческий климат. А экономическая эффективность подобных структур давно уже доказана.

Мировой процесс задевает своим крылом и нашу страну. В Калининграде, Москве, Новосибирске, других городах делаются успешные попытки создания современных площадок для плотного общения творческих личностей. Чаще на базе галерей современного искусства и, как правило, на деньги частных предпринимателей.

А что же Великий Новгород? В пустынных залах новгородских галерей, музеев, библиотек, культурных центров редко встретишь деятельных новгородских предпринимателей. А надо еще хотеть изменить саму атмосферу городской жизни с потребительской на творческую!.. Пока же один Николай Сумароков совершает свой меценатский подвиг, затевая и реализовывая вместе с подвижниками очередной проект литературного издания, городской скульптуры или перфоманса.

Понятно, наш город небольшой, и невелико количество нестандартно мыслящих личностей. Но они же есть! Если почитать, например, стихи Дарьи Перевай или Сергея Макарова, послушать авторские песни Владимира Касьянова или музыкальные сочинения Владимира Коровицына, посмотреть картины Бориса Непомнящего или Александра Олигерова, то можно разглядеть в их творчестве и творчестве многих других новгородцев – людей искусства – те самые инновационные идеи, которые ищет  современный предприниматель. Только в иных, иносказательных, формах.

Да, есть учреждения культуры с их планомерной работой. Они делают важное дело. Но нужно и другое: создать, например, (пусть небольшой) центр встреч креативных личностей с проповедями глубинного подхода к творческим идеям. А чтобы уйти от легкомыслия и иметь серьезную программу и средства, сформировать его в виде частного салона (по традициям дореволюционной аристократии), или закрытого клуба с именным членством, или специализированного кафе…

Валерий Брюсов 100 лет назад написал:

Есть тонкие властительные связи

Меж контуром и запахом цветка.

Так бриллиант невидим нам, пока

Под гранями не оживет в алмазе.

В XXI веке обнаружились удивительные «властительные связи» между творцами искусства и инновационной экономикой, которые уже породили «бриллианты» реализованных оригинальных идей и новаций. Недооценка этих связей, их развития и распространения равнозначна сегодня отказу от какого-либо лидерства хотя бы в масштабах региона, не говоря уже о стране и мире.



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.