Церковь Параскевы Пятницы на Торгу: архитектурная энциклопедия

06.06.2013

Совершив несколько путешествий по окрестностям, мы снова возвращаемся в центр Новгорода, чтобы поговорить об одном из самых интересных, ключевых, но в то же время и сложных храмов. Памятник находится на Ярославовом дворище. Его, безусловно, знают все новгородцы. Но эта церковь содержит столько исторической информации, что комментарии просто необходимы.

Современный видС первого взгляда храм производит противоречивое впечатление. С одной стороны, сразу ощущаешь его необычность, древность, скрытый потенциал, с другой – режет глаз несоответствие могучего основного объема и небольшого барабана явно другой эпохи. Это следствие чрезвычайно сложной строительной истории памятника и его драматичной судьбы.
Только в середине ХХ в. в процессе долгих исследований и реставрационных работ удалось разгадать памятник. Автор исследований архитектор Григорий Штендер разобрался с датировками, и его выводы стали общепринятыми: в 1156 г. «заморскими купцами» (купцами, торговавшими с зарубежьем) на Торгу поставлена деревянная церковь Параскевы; в 1191 г. срубили новый деревянный храм вместо прежнего, видимо, сгоревшего; в 1207 г. по заказу «заморских купцов» завершено строительство каменной церкви; в 1345 г. храм восстановлен после пожара.
Сейчас памятник отражает первоначальную архитектуру лишь частично, многое перестроено. Г.М. Штендер выполнил его графическую реконструкцию, которая стала хрестоматийной и опубликована во многих изданиях. В Новгородском музее-заповеднике экспонируется также прекрасный макет храма. Именно по этим материалам проще представить особенности здания.

Архитектурные особенности

Церковь очень необычна, она принципиально отличается от новгородского канона этого периода («тип Нередицы»), в ней почти все новое. Она относится к типу «башнеобразных» храмов, который был разработан в Полоцке и Смоленске не без влияния западного зодчества и в то время был весьма популярен на Руси. Особенности этого типа построек заключались в следующем: динамичная, устремленная ввысь композиция, которой подчинена вся архитектура храма (пониженные притворы с трех сторон, впервые появившееся здесь трехлопастное завершение фасадов, размещение окон и пр.); стремление к центричности и симметрии; развитый декор; «зальный» интерьер. Здесь наблюдается решительный отход от византийских образцов. Г.М. Штендер пришел к выводу (с которым согласны все исследователи), что образец Пятницкого храма следует искать в Смоленске, в частности, в неплохо сохранившейся церкви Михаила Архангела конца XII в. Ученый считает, что начинали строительство в Новгороде приглашенные  смоленские мастера, а продолжила местная артель. От других башнеобразных храмов наш отличается более развитой алтарной частью, рядами профилированных ниш, имитирующих окна (заимствованных наверняка у стоящего рядом Никольского собора), круглыми столбами, внутристенными переходами.
Итак, первоначально церковь Параскевы представляла собой сложную, очень эффектную и выразительную постройку. Она была значительно выше, чем ныне, завершалась динамичным криволинейным покрытием и венчалась стройным барабаном с посводной (полусферической) главой. В композиционном и плановом решениях здания четко выражалась крестообразность. Пожалуй, самая яркая деталь памятника – многопрофильные вертикальные уступы на углах и стенах («пучковые пилястры»).
Впервые здесь появились перспективные порталы (со множеством уступов), большие профилированные ниши для живописи над порталами, пояски из полуциркульных нишек, тройные окна на притворах, оконные наличники. Внутри необычно вы-сокие круглые столбы-колонны, отсутствие хор, внутристенные переходы между притворами, многочисленные каморки и ниши в стенах, которые Штендер называл «купеческими сейфами». В первый раз применены внутренние апсиды: на фасадах боковые алтарные выступы отсутствуют, но в интерьере в стене устроены полукруглые ниши, и создается иллюзия обычных апсид. Роль хор в данном случае выполняют вторые этажи трех притворов, раскрытые в основной объем широкими арками.

Загадка мастеров

Макет из экспозиции музеяНовый храм смоленской традиции был необычайно хорош, он буквально потряс местный архитектурный канон. После 1207 г. новгородцы уже не строили по старым образцам, но и слепо копировать шедевр не стали. Начался период поисков и экспериментов в зодчестве, растянувшийся на долгих полтора века (уникальный случай в русском искусстве). Реакция новгородских мастеров представляется исключительно творческой и плодотворной.
Первый из дошедших до нас памятников после Пятницкого храма – церковь Рождества Богородицы в Перыни (1210-1230 гг.), о котором речь пойдет в следующем очерке. Это одно из гениальных произведений новгородской архитектуры. Памятник очень мал по размерам и предельно прост: мастера отказались от всех сложностей, но взяли главное – динамичную пирамидальную композицию, «идею взлета». После Перыни следует долгий перерыв в строительстве, связанный с татаро-монгольским нашествием. Первая послемонгольская постройка – церковь Николы на Липне 1292 г. Образец для нее – храм в Перыни, а следовательно, и Параскева. В дальнейшем строили различные церкви, и похожие, и не похожие на Пятницкую. Но когда в 1361 г. возвели храм Федора Стратилата на Ручью, первый «классический» новгородский храм, ставший на сто лет новым образцом, опять были активно использованы «смоленские» мотивы: в первую очередь – узнаваемый образ постройки и ее конструктивная система, а также отдельные элементы (трехлопастное завершение, развитый декор, колонки на апсиде, перспективные порталы). Таким образом, церковь Параскевы Пятницы это ключ к новгородской архитектуре XIII-XV вв.

Судьба памятника

Графическая реконструкция Г.М.ШтендераСудьба памятника была драматичной, он часто горел при пожарах, трижды обрушался и вновь восстанавливался. Причина катастроф объясняется ненадежным грунтом («плывун», мелкий влажный песок) и ослаблением стен из-за устройства внутренних переходов, лестниц, «сейфов», ниш (слишком сложная конструкция). 
Первое несчастье случилось в 1340 г. После сильного пожара  рухнула юго-западная часть храма. Ее восстановили, стараясь повторить особенности архитектуры, но сделали это неточно и упрощенно. Возможно, уже тогда первоначальное покрытие было заменено восьмискатным, которое существует и ныне. Крупная перестройка произошла в 1524 г. на средства Дмитрия Сыркова и богатых купцов Великого ряда Торга. В середине XVII в. зафиксированы два обрушения: сначала разрушился юго-восточный угол церкви, а затем, уже после ремонта, рухнули глава и своды. Храм вновь был восстановлен с еще большим упрощением форм.
В начале XIX в. судьба церкви Параскевы висела на волоске. Обветшавший храм вместе с соседним Прокопиевским было решено разобрать и использовать материал на ремонт Никольского собора. Все было согласовано – и митрополитом, и Синодом, и императором… Архивные документы не дают ответа, кто и как спас два этих храма. Скорее всего, кто-то из прихожан организовал сбор средств на проведение ремонта, и памятники были сохранены.
После Октябрьской революции древние храмы Новгорода не были заброшены, за ними следили, их изучали и поддерживали. В 1920-1930 гг. специалистами из петербургских учреждений был проведен большой цикл работ по исследованию, обмерам, фотофиксации и укреплению здания. В годы Великой Отечественной войны памятник прямых разрушений не получил, но находился в плохом состоянии.

Возрождение

В 1954 г. начались комплексные исследования и реставрация Пятницкой церкви под руководством молодого архитектора Г.М. Штендера. Ввиду многочисленных перестроек и аварийного состояния многих конструкций работы отличались беспрецедентной сложностью и закончились только в 1963 г. Было заложено 12 шурфов для укрепления фундаментов, поставлено 62 зондажа на стенах. Обнаружены следы пятнадцати перестроек, из которых шесть – значительные. Выявлены следы почти всех первоначальных форм. Выяснена история церкви, разрешены длительные споры о датировке храма, его происхождении, значении и особенностях.
Крайне трудно было принять решение о методике реставрации. На какой период восстанавливать памятник? Если на 1207 г., придется уничтожить формы XIV в. и последующие. Если на поздний период – значит отказаться от раскрытия древних элементов. В 1957 г. Штендер подготовил проект реставрации. Он предложил на первом этапе укрепить все конструкции и реставрировать по следам формы XIII в. с выявлением основных перестроек. На втором этапе можно будет воссоздать первоначальные верхние части (завершение, барабан). Проект был утвержден и выполнены строительные работы, которые велись очень долго, тщательно, трудно, особенно операции по укреплению фундамента и кладки, выпрямлению северо-восточного угла храма, отошедшего от основного объема.
В результате памятник предстал в довольно необычном облике. В формах 1207 г. были реставрированы весь северный фасад, большая часть западного и нижние части других фасадов. Юго-западный угол восстановлен на середину XIV в. Восточный фасад и барабан решены в формах XVII в. Наконец, покрытие и глава оставлены прежние, XVIII в. Западный притвор, от которого сохранилась нижняя часть, был воссоздан в полном объеме, южный притвор, напротив, законсервирован с выявлением на фасаде храма следов его примыкания. Была сделана срезка грунта до уровня XIV в. Для определения датировки отдельных частей реставратором оставлены подсказки: первоначальные формы лишены штукатурки и имеют живописную розовато-бурую фактуру, части XIV и XVII вв. оштукатурены без побелки (отличаются цветом), барабан – оштукатурен и побелен.
В интерьере также можно видеть конструкции и формы разных эпох. Из шести первоначальных опорных столбов сохранился лишь один – северо-западный. Юго-западный пилон датируется XIV в., остальные – XVII столетием. Оставлены арки-перемычки XIV в. между столбами, позднее междуэтажное перекрытие разобрано. Восстановлена внутристенная лестница и уникальная конструкция церкви – внутристенный переход между двумя притворами. Раскрыты многие ниши и «сейфы», древний пол. Однако в целом реставрация в интерьере не закончена, он не приведен в экспозиционный вид. Г.М. Штендер так охарактеризовал сделанное им: «В результате проведенных работ памятник представляет собой раскрытую для чтения своеобразную архитектурную энциклопедию, составленную из разновременных форм, с показом строительной техники и приемов средневекового Новгорода. Поскольку при реставрации не ставилась задача воссоздания целостности памятника как произведения искусства, художественные достоинства проявляются во фрагментах, но не в целом».
Таким образом, церковь Параскевы – во многом «закодированная», «зашифрованная» постройка. «Читать» ее непросто, но очень увлекательно, и затраченные усилия окупаются сторицей.

Храм целый век ставил в тупик всех, кто писал о нем. В старой литературе можно встретить самые разные датировки церкви Параскевы: 1156 г., 1191 г., 1207 г., 1345 г. Все они опираются на информацию летописей.

Реставрация Штендера явилась новым словом в методике и произвела фурор. Вопрос о проведении второго этапа (воссоздании верхних частей) никогда больше не ставился, реставрация была признана законченной. Она включена как пример во все учебники и методические пособия. Проект реставрации получил первую премию на Всесоюзном смотре творчества молодых архитекторов.

Владимир ЯДРЫШНИКОВ,
ст. научный сотрудник Новгородского музея-заповедника,
историк архитектуры



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.