Церковь Благовещения на Мячине: новый тип храма
Этот интересный домонгольский памятник расположен в южных окрестностях Новгорода, на берегу озера Мячино, на развилке шоссейной дороги, ведущей в Поозерье. Неподготовленному зрителю нелегко разглядеть древние формы, поскольку они искажены или скрыты более поздними перестройками. Но при желании это можно сделать.
В древности здесь существовал монастырь. По свидетельству летописей, в 1170 г. архиепископ Иоанн (в миру Илья) с братом Гавриилом (в миру Григорий) основали здесь обитель и поставили деревянный храм Благовещения. С самого начала создается впечатление, что вновь созданный монастырь имел особое значение. Это следует из таких фактов, как основание его двумя подвижниками, впоследствии причисленными к лику святых, строительство здесь ими же двух каменных храмов (что было редкостью), связь этих событий в церковном предании с чудесами и отражение их в «Повести о построении Благовещенской церкви».
Предположение доктора исторических наук А.С. Хорошева логично объясняет причину особого почитания монастыря: ученый считает, что он основан на месте, каким-то образом связанном с осадой Новгорода в 1170 г. войсками Андрея Боголюбского и с чудесным спасением осажденных. Здесь, например, могли быть разбиты или взяты в плен остатки этой рати. Архиепископ Иоанн был одним из главных действующих лиц, благодаря которым была одержана победа над суздальцами.
Как мы помним из предыдущих очерков, в 1136 г. мастера каменного дела ушли из Новгорода во Псков вместе с изгнанным князем Всеволодом Мстиславичем. Там были сооружены несколько каменных храмов (среди них сохранившийся Иоанновский собор, который следует в основном новгородским традициям). Затем артель оказалась в Ладоге, где также был возведен ряд каменных построек, включая дошедшие до наших дней церкви Георгия и Успения. И только в 1160-х гг. мастера вернулись в Новгород. Их странствия были весьма плодотворны. Именно в Ладоге сложился новый тип храма, отвечающий новым реалиям, и он был принесен в готовом виде в Новгород. Последний тезис подтверждает хотя бы чрезвычайно короткий срок строительства, он говорит о традиции, богатом опыте.
Благовещенская церковь является первым образцом нового типа зданий в Новгороде. Что же здесь появилось нового по сравнению с последним княжеским собором?
Главная тенденция – упрощение и рациональность всех форм. Поскольку богатые князья больше не строили, нужен был храм, строительство которого было бы доступно всем категориям горожан – владыке, игуменам, купцам, простым жителям (уличанам). Церковь значительно уменьшается в размерах, исчезает нартекс (западная часть собора), вместо шести опорных крещатых в плане столбов остаются четыре квадратного сечения, вместо трех или пяти глав остается одна, ликвидируется лестничная башня и на хоры теперь попадают по внутристенной лестнице, сами хоры становятся меньше, а в их углах вычленяются угловые каморы, используемые как приделы или хранилища. Храм по-прежнему сохраняет строгий лаконичный образ, практически лишенный декораций. Впрочем, сложение нового типа на этом не заканчивается, процесс будет продолжаться (например – церковь Спаса на Нередице 1198 г.).
Особенности этого памятника, отличающие его от других новгородских построек того времени, заключаются в двухъярусных арках, отделяющих жертвенник и диаконник от основного объема, и наличии трех каменных престолов (по одному в каждом членении алтаря). Устройство боковых престолов некоторые ученые объясняют освящением здесь приделов. Новый тип храма получился довольно демократичным, функциональным, недорогим и в то же время выразительным. Как отмечал ученый и реставратор Г.М. Штендер, «во второй половине XII в., с развитием республиканских институтов, утверждается вполне самобытный тип новгородского храма, не похожего на постройки предыдущих этапов, но впитавшего и переработавшего их отдельные черты», т.е. речь идет об отходе от киевских канонов и выработке местной своеобразной архитектурной традиции.
Несмотря на то, что памятник был решительно перестроен в XVII в., его древние формы детально изучены в процессе реставрации Л. Е. Красноречьевым, опубликована графическая реконструкция Благовещенской церкви. Недавние архитектурно-археологические исследования под руководством В.В. Седова добавили к известной картине несколько важных штрихов. Было установлено, что первоначально к западному фасаду примыкал небольшой притвор-тамбур размером 6,6 х 4 м. Подобные притворы известны уже в Ладоге, в дальнейшем они станут популярными в новгородском зодчестве.
В северной части интерьера в уровне древнего пола был раскрыт парный каменный саркофаг домонгольского времени, но следы захоронения этого периода отсутствовали. С XVII в. здесь находился придел св. Феоктиста, игумена Благовещенского монастыря и новгородского архиепископа, но саркофаг не мог принадлежать ему. По мнению авторов исследований, гробница была приготовлена для основателей обители – архиепископов братьев Иоанна и Гавриила, но, поскольку они удостоились чести быть захороненными в Софийском соборе, саркофаг остался пустым.
В южной части храма был обнаружен еще один каменный саркофаг, в котором, вероятно, и был погребен Феоктист (1310 г.), но его мощи позднее перенесены в Юрьев монастырь. Был выяснен вопрос о материале древнего пола. Долгое время считалось, что полом служил сохранившийся под поздними плитами слой розового (цемяночного) раствора, но смущала его непрактичность – он очень легко крошился. В.В. Седов доказал, что этот раствор являлся подготовкой для пола из каменных плит. Лучший знаток домонгольского зодчества Новгорода Г.М. Штендер считал, что помимо экспериментов строителей во Пскове и Ладоге импульсом для формирования нового типа храма послужил собор Антониева монастыря. Он строился поэтапно: сначала был возведен одноглавый основной объем без западной части (нартекса) и собор стоял в таком виде несколько лет. Упрощенно говоря, это и был первый опыт нового типа храма.
В 1189 г. стены храма были расписаны фресками. Они частично сохранились, в основном в алтарной части: композиции «Служба святых отцов» в алтаре, Богородичный цикл и композиция «Семь спящих отроков эфесских» в жертвеннике, житие Иоанна Предтечи в диаконнике, фигуры святителей и мучеников в арках, небольшие фрагменты композиций «Успение» и «Рождество Христово» на стенах основного объема, орнаментальные мотивы на откосах окон. Живопись отличается необычайно подробным раскрытием конкретных тем; это касается и уникальной по составу двухъярусной композиции в центральном алтаре, и росписи в жертвеннике (первоначально было более 20 сцен), и особенно – в диаконнике.
Характер фресок отличается зрелым мастерством, подчеркнутой строгостью и аскетизмом, что, видимо, соответствовало идеалам монастырской жизни. Колористическая гамма в целом светлая. Стиль росписи этого памятника, находившегося на периферии византийского мира, тесно связан с греческой традицией, но обладает заметным своеобразием, здесь можно говорить о зарождении собственно новгородской школы монументальной живописи. Фресковый ансамбль Благовещенской церкви неплохо изучен: если по архитектуре памятника нет специальных работ, то по фресковой росписи в 1999 г. издана солидная монография Т.Ю. Царевской.
После строительства главного храма, в 1180-82 гг., в монастыре была сооружена каменная надвратная церковь Богоявления. Это один из наиболее ранних надвратных храмов в Новгороде (несколько ранее была построена церковь над воротами Юрьева монастыря); этот момент также подчеркивает особый статус обители. Надвратный храм был утрачен в XVIII в., но недавно выявлен и исследован при археологических раскопках В.В. Седовым.
Благовещенская обитель была одной из наиболее почитаемых, крупных и богатых в республиканском Новгороде, являлась, судя по всему, главным монастырем Людина конца. В 1421 г. здесь был возведен третий каменный храм в честь Воскресения Христова. Его остатки также выявлены в процессе раскопок В.В. Седовым, но исследования еще не закончены. Этот храм простоял недолго, он не упоминается в документах XVII в., т.е. утрачен, видимо, ранее.
Церковь Благовещения серьезно пострадала во время шведской оккупации, долго стояла без кровли. Об этом свидетельствует, например, изменение колорита живописи: большая ее часть покрыта красноватым налетом, который образовался от стекания дождевой воды, имевшей подобный цвет от кладочного материала.
Церковь восстановлена в 1680-х гг. на средства князя Василия Ромодановского и его жены (хотя существует версия, что это могло случиться и позднее, в первой половине XVIII в.). Эта перестройка была довольно радикальной: разобраны и возведены заново барабан, своды, верхние арки, почти вся западная стена и половина южной, западные столбы, уничтожены хоры, сделано восьмискатное завершение, перебиты окна и т.д. Новые широкие окна обрамлены характерными фигурными наличниками. После перестройки храм стал значительно ниже. В северо-западном углу был отгорожен и освящен придел св. Феоктиста архиепископа Новгородского.
В 1764 г. Благовещенский монастырь был упразднен, церковь обращена в приходскую. В середине XIX в. с западной стороны пристроили каменную паперть и колокольню, причем строительным материалом для них послужила кладка разобранного Успенского храма XII в. Аркажского монастыря, располагавшегося неподалеку. Эти пристройки разобраны в 1930-х гг.
В годы войны разрушения были не столь значительны. В 1948 г. проведены первоочередные ремонтные работы (вычинка кладки, ремонт кровли). Исследовательские, проектные и реставрационные работы имели место в 1959-1961 гг. под руководством архитектора-реставратора Л.Е. Красноречьева. Памятник реставрирован на XVII в. с раскрытием древних форм и сохранением отдельных элементов XIX в. Были обнаружены и раскрыты полностью или частично 14 первоначальных окон с полукруглым завершением, следы сводов под хорами, остатки пола. Северный портал и большая часть окон реставрированы с восстановлением деревянных оконниц с круглыми отверстиями, на фасадах и в интерьере оставлены экспозиционные зондажи (аккуратные участки кладки без штукатурки), которые подчеркивают древние формы.
Позднее была составлена документация на продолжение реставрационных работ: раскрытие южного портала, пола, музеефикации интерьера. Несколько лет назад реставрация продолжена, вокруг памятника устроена водоотводная система, раскрыт древний южный портал, каменные вкладные кресты на фасадах, заменены кровля и штукатурка. С 1930-х гг. периодически велись работы по раскрытию и укреплению живописи XII в. (Н.П. Сычев, Д.Е. Брягин, Г.С. Батхель, Т.А. Ромашкевич), однако работы не доведены до конца и состояние живописи оценивается в целом как близкое к аварийному.
Таким образом, перед нами двуслойный памятник: примерно две трети объема относятся к домонгольскому времени и частично реставрированы, одна треть (верхние части, западная стена и часть внутренних конструкций) принадлежат XVII столетию. Причем поздние формы весьма рациональны и далеки от совершенства. В результате храм не имеет законченного художественного облика, он двойствен и несколько противоречив.
Памятник находится на балансе Новгородского музея-заповедника, используется как объект экскурсионного показа. Показ осуществляется лишь снаружи, внутрь, к сожалению, посетителей не пускают, хотя в храме дежурит музейный смотритель. Это связано с проблемами реставрации. Работы не завершены, пол не восстановлен, раскрыта лишь цемяночная подготовка, которая весьма хрупка. Фресковая живопись находится в плохом состоянии и требует срочного укрепления. Но после ремонтно-реставрационных работ 2000-х годов Благовещенская церковь хотя бы снаружи приобрела достойный облик.
В 1179 г. Благовещенская церковь за один сезон выстроена в камне. Летопись специально подчеркивает этот момент: «Заложи архиепископ новгородчкыи владыка Илья церковь камену святыа богородица Благовещение, а начаша ю делати мая 21, а концаша августа в 25, а всего дела церковнаго днии 70». Это рекорд в древнерусском строительстве, когда за 70 дней сооружен довольно большой по размерам храм. Скоростное строительство – новгородский феномен, в других регионах он неизвестен. В конце XII в. летопись несколько раз сообщает о подобных случаях. Иногда за один сезон строились два храма. Это говорит о том, что в городе существовали две строительные артели, а сама подготовка и проведение работ были четко отлажены.