Церковь Благовещения на Мячине: новый тип храма

20.09.2012

Этот интересный домонгольский памятник расположен в южных окрестностях Новгорода, на берегу озера Мячино, на развилке шоссейной дороги, ведущей в Поозерье. Неподготовленному зрителю нелегко разглядеть древние формы, поскольку они искажены или скрыты более поздними перестройками. Но при желании это можно сделать.

 

В древности здесь существовал монастырь. По свидетельству летописей, в 1170 г. архиепископ Иоанн (в миру Илья) с братом Гавриилом (в миру Григорий) основали здесь обитель и поставили деревянный храм Благовещения. С самого начала создается впечатление, что вновь созданный монастырь имел особое значение. Это следует из таких фактов, как основание его двумя подвижниками, впоследствии причисленными к лику святых, строительство здесь ими же двух каменных храмов (что было редкостью), связь этих событий в церковном предании с чудесами и отражение их в «Повести о построении Благовещенской церкви».

Предположение доктора исторических наук А.С. Хорошева логично объясняет причину особого почитания монастыря: ученый считает, что он основан на месте, каким-то образом связанном с осадой Новгорода в 1170 г. войсками Андрея Боголюбского и с чудесным спасением осажденных. Здесь, например, могли быть разбиты или взяты в плен остатки этой рати. Архиепископ Иоанн был одним из главных действующих лиц, благодаря которым была одержана победа над суздальцами.

Как мы помним из предыдущих очерков, в 1136 г. мастера каменного дела ушли из Новгорода во Псков вместе с изгнанным князем Всеволодом Мстиславичем. Там были сооружены несколько каменных храмов (среди них сохранившийся Иоанновский собор, который следует в основном новгородским традициям). Затем артель оказалась в Ладоге, где также был возведен ряд каменных построек, включая дошедшие до наших дней церкви Георгия и Успения. И только в 1160-х гг. мастера вернулись в Новгород. Их странствия были весьма плодотворны. Именно в Ладоге сложился новый тип храма, отвечающий новым реалиям, и он был принесен в готовом виде в Новгород. Последний тезис подтверждает хотя бы чрезвычайно короткий срок строительства, он говорит о традиции, богатом опыте.  

Благовещенская церковь является первым образцом нового типа зданий в Новгороде. Что же здесь появилось нового по сравнению с последним княжеским собором?

Главная тенденция – упрощение и рациональность всех форм. Поскольку богатые князья больше не строили, нужен был храм, строительство которого было бы доступно всем категориям горожан – владыке, игуменам, купцам, простым жителям (уличанам). Церковь значительно уменьшается в размерах, исчезает нартекс (западная часть собора), вместо шести опорных крещатых в плане столбов остаются четыре квадратного сечения, вместо трех или пяти глав остается одна, ликвидируется лестничная башня и на хоры теперь попадают по внутристенной лестнице, сами хоры становятся меньше, а в их углах вычленяются угловые каморы, используемые как приделы или хранилища. Храм по-прежнему сохраняет строгий лаконичный образ, практически лишенный декораций. Впрочем, сложение нового типа на этом не заканчивается, процесс будет продолжаться (например – церковь Спаса на Нередице 1198 г.).

Особенности этого памятника, отличающие его от других новгородских построек того времени, заключаются в двухъярусных арках, отделяющих жертвенник и диаконник от основного объема, и наличии трех каменных престолов (по одному в каждом членении алтаря). Устройство боковых престолов некоторые ученые объясняют освящением здесь приделов. Новый тип храма получился довольно демократичным, функциональным, недорогим и в то же время выразительным. Как отмечал ученый и реставратор Г.М. Штендер, «во второй половине XII в., с развитием республиканских институтов, утверждается вполне самобытный тип новгородского храма, не похожего на постройки предыдущих этапов, но впитавшего и переработавшего их отдельные черты», т.е. речь идет об отходе от киевских канонов и выработке местной своеобразной архитектурной традиции.

Несмотря на то, что памятник был решительно перестроен в XVII в., его древние формы детально изучены в процессе реставрации Л. Е. Красноречьевым, опубликована графическая реконструкция Благовещенской церкви.  Недавние архитектурно-археологические исследования под руководством В.В. Седова добавили к известной картине несколько важных штрихов. Было установлено, что первоначально к западному фасаду примыкал небольшой притвор-тамбур размером 6,6 х 4 м. Подобные притворы известны уже в Ладоге, в дальнейшем они станут популярными в новгородском зодчестве.

В северной части интерьера в уровне древнего пола был раскрыт парный каменный саркофаг домонгольского времени, но следы захоронения этого периода отсутствовали. С XVII в. здесь находился придел св. Феоктиста, игумена Благовещенского монастыря и новгородского архиепископа, но саркофаг не мог принадлежать ему. По мнению авторов исследований, гробница была приготовлена для основателей обители – архиепископов братьев Иоанна и Гавриила, но, поскольку они удостоились чести быть захороненными в Софийском соборе, саркофаг остался пустым.

В южной части храма был обнаружен еще один каменный саркофаг, в котором, вероятно, и был погребен Феоктист (1310 г.), но его мощи позднее перенесены в Юрьев монастырь. Был выяснен вопрос о материале древнего пола. Долгое время считалось, что полом служил сохранившийся под поздними плитами слой розового (цемяночного) раствора, но смущала его непрактичность – он очень легко крошился. В.В. Седов доказал, что этот раствор являлся подготовкой для пола из каменных плит.  Лучший знаток домонгольского зодчества Новгорода Г.М. Штендер считал, что помимо экспериментов строителей во Пскове и Ладоге импульсом для формирования нового типа храма послужил собор Антониева монастыря. Он строился поэтапно: сначала был возведен одноглавый основной объем без западной части (нартекса) и собор стоял в таком виде несколько лет. Упрощенно говоря, это и был первый опыт нового типа храма.

В 1189 г. стены храма были расписаны фресками. Они частично сохранились, в основном в алтарной части: композиции «Служба святых отцов» в алтаре, Богородичный цикл и композиция «Семь спящих отроков эфесских» в жертвеннике, житие Иоанна Предтечи в диаконнике, фигуры святителей и мучеников в арках, небольшие фрагменты композиций «Успение» и «Рождество Христово» на стенах основного объема, орнаментальные мотивы на откосах окон. Живопись отличается необычайно подробным раскрытием конкретных тем; это касается и уникальной по составу двухъярусной композиции в центральном алтаре, и росписи в жертвеннике (первоначально было более 20 сцен), и особенно – в диаконнике.

Характер фресок отличается зрелым мастерством, подчеркнутой строгостью и аскетизмом, что, видимо, соответствовало идеалам монастырской жизни. Колористическая гамма в целом светлая. Стиль росписи этого памятника, находившегося на периферии византийского мира, тесно связан с греческой традицией, но обладает заметным своеобразием, здесь можно говорить о зарождении  собственно новгородской школы монументальной живописи. Фресковый ансамбль Благовещенской церкви неплохо изучен: если по архитектуре памятника нет специальных работ, то по фресковой росписи в 1999 г. издана солидная монография Т.Ю. Царевской.

После строительства главного храма, в 1180-82 гг., в монастыре была сооружена каменная надвратная церковь Богоявления. Это один из наиболее ранних надвратных храмов в Новгороде (несколько ранее была построена церковь над воротами Юрьева монастыря); этот момент также подчеркивает особый статус обители. Надвратный храм был утрачен в XVIII в., но недавно выявлен и исследован при археологических раскопках В.В. Седовым.  

Благовещенская обитель была одной из наиболее почитаемых, крупных и богатых в республиканском Новгороде, являлась, судя по всему, главным монастырем Людина конца. В 1421 г. здесь был возведен третий каменный храм в честь Воскресения Христова. Его остатки также выявлены в процессе раскопок В.В. Седовым, но исследования еще не закончены. Этот храм простоял недолго, он не упоминается в документах XVII в., т.е. утрачен, видимо, ранее.

Церковь Благовещения серьезно пострадала во время шведской оккупации, долго стояла без кровли. Об этом свидетельствует, например, изменение колорита живописи: большая ее часть покрыта красноватым налетом, который образовался от стекания дождевой воды, имевшей подобный цвет от кладочного материала.

Церковь восстановлена в 1680-х гг. на средства князя Василия Ромодановского и его жены (хотя существует версия, что это могло случиться и позднее, в первой половине XVIII в.). Эта перестройка была довольно радикальной: разобраны и возведены заново барабан, своды, верхние арки, почти вся западная стена и половина южной, западные столбы, уничтожены хоры, сделано восьмискатное завершение, перебиты окна и т.д. Новые широкие окна обрамлены характерными фигурными наличниками. После перестройки храм стал значительно ниже. В северо-западном углу был отгорожен и освящен придел св. Феоктиста архиепископа Новгородского.

В 1764 г. Благовещенский монастырь был упразднен, церковь обращена в приходскую. В середине XIX в. с западной стороны  пристроили каменную паперть и колокольню, причем строительным материалом для них послужила кладка разобранного Успенского храма XII в. Аркажского монастыря, располагавшегося неподалеку. Эти пристройки разобраны в 1930-х гг.

В годы войны разрушения были не столь значительны. В 1948 г. проведены первоочередные ремонтные работы (вычинка кладки, ремонт кровли). Исследовательские, проектные и реставрационные работы имели место в 1959-1961 гг. под руководством архитектора-реставратора Л.Е. Красноречьева. Памятник реставрирован на XVII в. с раскрытием древних форм и сохранением отдельных элементов XIX в. Были обнаружены и раскрыты полностью или частично 14 первоначальных окон с полукруглым завершением, следы сводов под хорами, остатки пола. Северный портал и большая часть окон реставрированы с восстановлением деревянных оконниц с круглыми отверстиями, на фасадах и в интерьере оставлены экспозиционные зондажи (аккуратные участки кладки без штукатурки), которые подчеркивают древние формы.

Позднее была составлена документация на продолжение реставрационных работ: раскрытие южного портала, пола, музеефикации интерьера. Несколько лет назад реставрация продолжена, вокруг памятника устроена водоотводная система, раскрыт древний южный портал, каменные вкладные кресты на фасадах, заменены кровля и штукатурка. С 1930-х гг. периодически велись работы по раскрытию и укреплению живописи XII в. (Н.П. Сычев, Д.Е. Брягин, Г.С. Батхель, Т.А. Ромашкевич), однако работы не доведены до конца и состояние живописи оценивается в целом как близкое к аварийному.

Таким образом, перед нами двуслойный памятник: примерно две трети объема относятся к домонгольскому времени и частично реставрированы, одна треть (верхние части, западная стена и часть внутренних конструкций) принадлежат XVII столетию. Причем поздние формы весьма рациональны и далеки от совершенства. В результате храм не имеет законченного художественного облика, он двойствен и несколько противоречив.

Памятник находится на балансе Новгородского музея-заповедника, используется как объект экскурсионного показа. Показ осуществляется лишь снаружи, внутрь, к сожалению, посетителей не пускают, хотя в храме дежурит музейный смотритель. Это связано с проблемами реставрации. Работы не завершены, пол не восстановлен, раскрыта лишь цемяночная подготовка, которая весьма хрупка. Фресковая живопись находится в плохом состоянии и требует срочного укрепления. Но после ремонтно-реставрационных работ 2000-х годов Благовещенская церковь хотя бы снаружи приобрела достойный облик.

В 1179 г. Благовещенская церковь за один сезон выстроена в камне. Летопись специально подчеркивает этот момент: «Заложи архиепископ новгородчкыи владыка Илья церковь камену святыа богородица Благовещение, а начаша ю делати мая 21, а концаша августа в 25, а всего дела церковнаго днии 70». Это рекорд в древнерусском строительстве, когда за 70 дней сооружен довольно большой по размерам храм. Скоростное строительство – новгородский феномен, в других регионах он неизвестен. В конце XII в. летопись несколько раз сообщает о подобных случаях. Иногда за один сезон строились два храма. Это говорит о том, что в городе существовали две строительные артели, а сама подготовка и проведение работ были четко отлажены.



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.