Антон ЗЕМЛЯК: «Здоровая конкуренция — залог развития»

14.03.2013

Новгород не был бы Великим, если бы не его географическое расположение, деловитость и предпринимательская жилка новгородцев… Если бы не торговля,
обеспечившая городу много веков назад известность и развитие, а горожанам, говоря современным языком, занятость и достаток. Былинный купец Садко,
знаменитый на всю Европу новгородский торг и связи с ганзейскими купцами давно в прошлом. А что сегодня дает городу эта сфера, именуемая потребительским рынком? С этим вопросом мы обратились к первому вице-мэру Великого Новгорода Антону ЗЕМЛЯКУ.

Антон ЗЕМЛЯК: «Здоровая конкуренция - залог развития» 1– Начнем с того, что торговля – это активно развивающийся сектор экономики города. Значимый и по числу занятых в нем людей, и по объему деятельности, и по вкладу в общий экономический потенциал. Сегодня у новгородцев есть огромный выбор – где купить, как быстро и по какой стоимости. К слову, среднестатистический горожанин за 2012 год закупился на 179 тыс. руб., что на 22 тыс. больше предыдущего года. И в кафе, ресторанах израсходовал больше, чем в 2011 году, в среднем почти на 9 тыс. руб.
Появляющиеся торговые комплексы, кафе и рестораны, кухни которых оборудованы зонтами вытяжными от лучших производителей, салоны красоты, парикмахерские и другие заведения, предлагающие услуги новгородцам, – добрая примета сегодняшнего времени. На улице Германа вместо забытого кафе «Компас» с таким же названием уже возвышается современный торговый центр. В другой части города, Псковском микрорайоне на улице Батецкая, закончено строительство трех-этажного многофункционального торгово-развлекательного центра «Слобода». В Западном районе на улице Кочетова в канун Нового года открыт второй гипермаркет «Магнит». А впереди другие новоселья – заканчивается строительство профильного торгового центра компании «Композит» на ул. Нехинская, возводится выставочный торговый комплекс фирмы «Элегия» на ул. Московской, продолжается строительство Торгового дома по Б.Санкт-Петербургской, на пересечении Прусской и Орловской уже есть очертания подобного объекта с названием «Покровский», на ул. Ломоносова возводится крупнейший в городе семейный торгово-развлекательный центр «Мармелад». И это не все объекты торговли, строительство которых будет закончено в ближайшие 2 года.
Антон ЗЕМЛЯК: «Здоровая конкуренция - залог развития» 3Сами по себе эти красивые строения из стекла и бетона ничего не значат без людей, которые стоят у кассовых аппаратов, консультируют покупателей, обслуживают нас в кафе и ресторанах, занимаются менеджментом, то есть обеспечивают наполнение торгового центра, магазина именно таким ассортиментом, который будет востребован. Сегодня в сфере потребительского рынка, а сюда входят торговля, бытовые услуги и индустрия питания, трудятся более 18 тыс. человек. Это почти десятая часть населения нашего города. Важно отметить, что среднемесячная номинальная зарплата работников крупных и средних организаций в отрасли за год выросла более чем на 12% и сейчас составляет более 23 тыс. руб.
По данным торгового реестра Новгородской области, на одну тысячу горожан приходится 722 кв. метра современных торговых площадей, тогда как в среднем по России базовый показатель обеспеченности торговыми площадями установлен на уровне 521 кв. метр.
– Нужны ли они в таком количестве для нашего сравнительно небольшого города?
– Конечно, нужны, никаких сомнений. Потому что это не только новые торговые площади и новые рабочие места. Вспомните, лет 15-20 назад какие были магазины, и в каждом – очереди. Открывающиеся торговые центры эффектны и привлекательны с точки зрения архитектуры и на самом деле преображают город. Но не только. Это совершенно иной подход к организации обслуживания людей. От профессионализма каждого, кто занимается организацией торгового процесса, общественного питания, напрямую зависит успех развития торговых отношений города и региона. Именно предприятия торговой сферы создают развитую инфраструктуру услуг. Благодаря эффективной работе, творческому поиску тех, кто выбрал для себя эту профессию, развивается потребительский рынок Великого Новгорода.
Антон ЗЕМЛЯК: «Здоровая конкуренция - залог развития» 5– Наверное, и муниципалитет со своей стороны способствует этому?
– Естественно. Администрация города создает условия для того, чтобы в эту сферу инвесторы вкладывали свой капитал и были уверены, что их проекты окупятся.
У меня на рабочем столе всегда под рукой карта города с нанесенными на нее объектами социального и экономического значения. По ней видно, что по соседству с крупными торговыми центрами есть и маленькие с минимальным набором товаров, так называемые магазины шаговой доступности. Федеральные сетевые компании и тут же новгородские предприятия торговли, такие как «Адепт», «Квартал», «Новгородхлеб» и другие. В городе около 90 торговых точек, в том числе купавы и киоски, где идет торговля продукцией новгородских производителей, товарами первой необходимости – хлебом, молоком, овощами. Многие предприниматели начинают свое дело с открытия или аренды небольших магазинов, активно осваивая для этого первые этажи жилых домов.
Развитие торговли, появление на новгородском рынке новых фирм и компаний способствует здоровой конкуренции. Борьба за покупателя ведется не только красивыми зданиями и соблазнительной рекламой, но и ценами. Больше торгующих организаций – ниже стоимость товаров и услуг. И это, считаю, нормально. 
– Предстоящий праздник – день не только работников торговли, но и бытового обслуживания. Что нового в этой сфере?
– Сфера услуг развивается, предприниматели все уверенней занимают свободные ниши, предлагая новгородцам новые и современные виды услуг. Сегодня здесь занято около 3 тыс. горожан, успешно работают более 100 юридических лиц и около 400 индивидуальных предпринимателей, часть из них сравнительно недавно открыли свое дело. Только в 2012 г. было открыто 14 предприятий бытового обслуживания.
В городе успешно работают Дом бытовых услуг «Новость», салон чистоты «Парус», муниципальное унитарное предприятие «Городские бани», мастерские, салоны красоты, парикмахерские и фотомастерские… Они оказывают услуги по ремонту и изготовлению мебели, химчистке и стирке белья, ремонту, а также пошиву одежды и обуви, ремонту квартир. Осуществляют ремонт бытовой техники, автомобилей, радио- и телеаппаратуры, прокат различных предметов и оборудования, занимаются уборкой помещений… И это далеко не полный список бытовых услуг, оказываемых горожанам.
– По народному календарю нынче Масленица совпадает с профессиональным праздником тех, кто блины готовит. Будут ли блины на массовых гуляньях?
– Блинов хватит всем, ведь в свой профессиональный праздник торговля, сфера услуг и питания будут работать! Новгород всегда славился блинами, но на этот раз кулинары стараются особо и хотят чем-то нас удивить. Так что, надо поспешить на Масленицу.
Пользуясь случаем, поздравляю работников торговли, бытового обслуживания и общественного питания с профессиональным праздником. Держите марку новгородской торговли! Крепкого здоровья вам и вашим близким, семейного счастья и благополучия!

 

Работникам торговли, бытового обслуживания и общественного питания везет, потому что только у них два профессиональных праздника в году. Один отмечается в четвертое воскресенье июля больше по традиции, потому что в этот день по советскому календарю для всех, кто связан с торговлей и сферой услуг, был свой профессиональный праздник. Но в 1988 году официально его объединили с Днем работников жилищно-коммунальной сферы, отмечаемым в третье воскресенье марта.

В Великом Новгороде работают около 2,5 тысячи предприятий оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Почти 500 из них заняты реализацией продовольственной группы товаров; более 1000 предприятий специализируются на непродовольственной группе товаров.
Действуют 2 гипермаркета, 18 торговых центров, более 500 предприятий бытового обслуживания и около 380 предприятий общественного питания. В этой сфере трудится почти 18 тыс. человек.

Розничный товарооборот Великого Новгорода в 2012 г. – 39,4 млрд руб., или 109,7% в сравнении с прошлым годом (по России 108,0%). Оборот в сфере общественного питания – 1,9 млрд руб., что выше уровня 2011 г. на 3% (по России – 1,2%).

Светлана АНТОНОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.