Антон ЗЕМЛЯК: «Здоровая конкуренция — залог развития»
Новгород не был бы Великим, если бы не его географическое расположение, деловитость и предпринимательская жилка новгородцев… Если бы не торговля,
обеспечившая городу много веков назад известность и развитие, а горожанам, говоря современным языком, занятость и достаток. Былинный купец Садко,
знаменитый на всю Европу новгородский торг и связи с ганзейскими купцами давно в прошлом. А что сегодня дает городу эта сфера, именуемая потребительским рынком? С этим вопросом мы обратились к первому вице-мэру Великого Новгорода Антону ЗЕМЛЯКУ.
– Начнем с того, что торговля – это активно развивающийся сектор экономики города. Значимый и по числу занятых в нем людей, и по объему деятельности, и по вкладу в общий экономический потенциал. Сегодня у новгородцев есть огромный выбор – где купить, как быстро и по какой стоимости. К слову, среднестатистический горожанин за 2012 год закупился на 179 тыс. руб., что на 22 тыс. больше предыдущего года. И в кафе, ресторанах израсходовал больше, чем в 2011 году, в среднем почти на 9 тыс. руб.
Появляющиеся торговые комплексы, кафе и рестораны, кухни которых оборудованы зонтами вытяжными от лучших производителей, салоны красоты, парикмахерские и другие заведения, предлагающие услуги новгородцам, – добрая примета сегодняшнего времени. На улице Германа вместо забытого кафе «Компас» с таким же названием уже возвышается современный торговый центр. В другой части города, Псковском микрорайоне на улице Батецкая, закончено строительство трех-этажного многофункционального торгово-развлекательного центра «Слобода». В Западном районе на улице Кочетова в канун Нового года открыт второй гипермаркет «Магнит». А впереди другие новоселья – заканчивается строительство профильного торгового центра компании «Композит» на ул. Нехинская, возводится выставочный торговый комплекс фирмы «Элегия» на ул. Московской, продолжается строительство Торгового дома по Б.Санкт-Петербургской, на пересечении Прусской и Орловской уже есть очертания подобного объекта с названием «Покровский», на ул. Ломоносова возводится крупнейший в городе семейный торгово-развлекательный центр «Мармелад». И это не все объекты торговли, строительство которых будет закончено в ближайшие 2 года.
Сами по себе эти красивые строения из стекла и бетона ничего не значат без людей, которые стоят у кассовых аппаратов, консультируют покупателей, обслуживают нас в кафе и ресторанах, занимаются менеджментом, то есть обеспечивают наполнение торгового центра, магазина именно таким ассортиментом, который будет востребован. Сегодня в сфере потребительского рынка, а сюда входят торговля, бытовые услуги и индустрия питания, трудятся более 18 тыс. человек. Это почти десятая часть населения нашего города. Важно отметить, что среднемесячная номинальная зарплата работников крупных и средних организаций в отрасли за год выросла более чем на 12% и сейчас составляет более 23 тыс. руб.
По данным торгового реестра Новгородской области, на одну тысячу горожан приходится 722 кв. метра современных торговых площадей, тогда как в среднем по России базовый показатель обеспеченности торговыми площадями установлен на уровне 521 кв. метр.
– Нужны ли они в таком количестве для нашего сравнительно небольшого города?
– Конечно, нужны, никаких сомнений. Потому что это не только новые торговые площади и новые рабочие места. Вспомните, лет 15-20 назад какие были магазины, и в каждом – очереди. Открывающиеся торговые центры эффектны и привлекательны с точки зрения архитектуры и на самом деле преображают город. Но не только. Это совершенно иной подход к организации обслуживания людей. От профессионализма каждого, кто занимается организацией торгового процесса, общественного питания, напрямую зависит успех развития торговых отношений города и региона. Именно предприятия торговой сферы создают развитую инфраструктуру услуг. Благодаря эффективной работе, творческому поиску тех, кто выбрал для себя эту профессию, развивается потребительский рынок Великого Новгорода.
– Наверное, и муниципалитет со своей стороны способствует этому?
– Естественно. Администрация города создает условия для того, чтобы в эту сферу инвесторы вкладывали свой капитал и были уверены, что их проекты окупятся.
У меня на рабочем столе всегда под рукой карта города с нанесенными на нее объектами социального и экономического значения. По ней видно, что по соседству с крупными торговыми центрами есть и маленькие с минимальным набором товаров, так называемые магазины шаговой доступности. Федеральные сетевые компании и тут же новгородские предприятия торговли, такие как «Адепт», «Квартал», «Новгородхлеб» и другие. В городе около 90 торговых точек, в том числе купавы и киоски, где идет торговля продукцией новгородских производителей, товарами первой необходимости – хлебом, молоком, овощами. Многие предприниматели начинают свое дело с открытия или аренды небольших магазинов, активно осваивая для этого первые этажи жилых домов.
Развитие торговли, появление на новгородском рынке новых фирм и компаний способствует здоровой конкуренции. Борьба за покупателя ведется не только красивыми зданиями и соблазнительной рекламой, но и ценами. Больше торгующих организаций – ниже стоимость товаров и услуг. И это, считаю, нормально.
– Предстоящий праздник – день не только работников торговли, но и бытового обслуживания. Что нового в этой сфере?
– Сфера услуг развивается, предприниматели все уверенней занимают свободные ниши, предлагая новгородцам новые и современные виды услуг. Сегодня здесь занято около 3 тыс. горожан, успешно работают более 100 юридических лиц и около 400 индивидуальных предпринимателей, часть из них сравнительно недавно открыли свое дело. Только в 2012 г. было открыто 14 предприятий бытового обслуживания.
В городе успешно работают Дом бытовых услуг «Новость», салон чистоты «Парус», муниципальное унитарное предприятие «Городские бани», мастерские, салоны красоты, парикмахерские и фотомастерские… Они оказывают услуги по ремонту и изготовлению мебели, химчистке и стирке белья, ремонту, а также пошиву одежды и обуви, ремонту квартир. Осуществляют ремонт бытовой техники, автомобилей, радио- и телеаппаратуры, прокат различных предметов и оборудования, занимаются уборкой помещений… И это далеко не полный список бытовых услуг, оказываемых горожанам.
– По народному календарю нынче Масленица совпадает с профессиональным праздником тех, кто блины готовит. Будут ли блины на массовых гуляньях?
– Блинов хватит всем, ведь в свой профессиональный праздник торговля, сфера услуг и питания будут работать! Новгород всегда славился блинами, но на этот раз кулинары стараются особо и хотят чем-то нас удивить. Так что, надо поспешить на Масленицу.
Пользуясь случаем, поздравляю работников торговли, бытового обслуживания и общественного питания с профессиональным праздником. Держите марку новгородской торговли! Крепкого здоровья вам и вашим близким, семейного счастья и благополучия!
Работникам торговли, бытового обслуживания и общественного питания везет, потому что только у них два профессиональных праздника в году. Один отмечается в четвертое воскресенье июля больше по традиции, потому что в этот день по советскому календарю для всех, кто связан с торговлей и сферой услуг, был свой профессиональный праздник. Но в 1988 году официально его объединили с Днем работников жилищно-коммунальной сферы, отмечаемым в третье воскресенье марта.
В Великом Новгороде работают около 2,5 тысячи предприятий оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Почти 500 из них заняты реализацией продовольственной группы товаров; более 1000 предприятий специализируются на непродовольственной группе товаров.
Действуют 2 гипермаркета, 18 торговых центров, более 500 предприятий бытового обслуживания и около 380 предприятий общественного питания. В этой сфере трудится почти 18 тыс. человек.
Розничный товарооборот Великого Новгорода в 2012 г. – 39,4 млрд руб., или 109,7% в сравнении с прошлым годом (по России 108,0%). Оборот в сфере общественного питания – 1,9 млрд руб., что выше уровня 2011 г. на 3% (по России – 1,2%).
Светлана АНТОНОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)